Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

11.02.2016 12:21 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 12.02.2016 г.

"Дорога победы" начиналась с Волховстроя

5 февраля волховчане по давней традиции отметили еще одну памятную дату — отправку в Ленинград первого после прорыва блокады поезда с продовольствием.

В память об этом событии, имевшем для жителей блокадного города жизненно важное значение, на вечной стоянке у перрона Волховстроя застыл легендарный паровоз ЭУ-708-64. К нему приходят жители Волхова, чтобы отдать дань памяти и благодарности тем, кто ради спасения ленинградцев провел эшелон по "коридору смерти", который потом переименовали в "дорогу победы".
В митинге, посвященном 73-й годовщине легендарного рейса, приняли участие глава администрации Волховского муниципального района Ю.И. Олейник, и.о. заместителя начальника Октябрьской железной дороги по Волховстроевскому территориальному управлению А.В. Губанов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области В.Н. Орлов, руководитель исполкома Волховского местного отделения партии "Единая Россия" А.Ю. Фетисов, ветераны войны и труда, школьники, курсанты военного института, работники подразделений железнодорожного узла.
…Расстояние от Волховстроя до города на Неве современная электричка преодолевает за два часа. Первый поезд в осажденный город пробивался двое суток. В маршрутном листе главный кондуктор Ф.И. Кудряшов записал время отправления: 17-43. Вели состав машинист И. Пироженко, помощник машиниста В.Дятлев и кочегар И. Антонов; сопровождали резервная бригада, машинист-инструктор М.И. Быстров, вагонный мастер Ф.Д. Богданов, ревизор В.Васильев, а также ответственные руководители: заместитель начальника Кировской дороги, уполномоченный НКПС В.М. Виролайнен, секретарь парткома паровозного депо С.Г. Титов, начальник политотдела К.В. Пташкин и другие.
Состав отправился в свой исторический рейс под свист снарядов и грохот разрывов. Построенные за 18 дней 33 километра полотна буквально "дышали" под колесами, а самыми жуткими минутами были те, когда приходилось вести поезд по низководному мосту — свайно-ледовой эстакаде. Буквально через триста метров один от другого были замаскированы военные дозорные, которые вели наблюдение за состоянием пути, а вражеские позиции находились в 3-4 километрах, и состав оказался под перекрестным огнем: с одной стороны била вражеская артиллерия, с другой — наша.  
В 6 утра 6 февраля прибыли в Шлиссельбург, где была продолжительная остановка. Встреча на Финляндском вокзале была назначена на утро 7 февраля. Первый поезд с Большой земли встречали измученные, но такие счастливые ленинградцы…
В феврале-марте 1943 года в Ленинград по этой дороге проследовало всего 126 поездов, в обратном направлении — 138. А за год (с февраля 1943 по февраль 1944) от Волховстроя до Ленинграда и обратно было проведено 4700 поездов, в среднем ежесуточно доставлялось 15-20 тысяч тонн грузов. Немецкий военный журнал "Адлер" в 1943 году писал: "Ландшафт дороги, по которой сумасшедшие красные машинисты водят поезда в осажденный город, скорее напоминает лунный, чем земной".
Хранитель музея локомотивного депо Л.П. Королёва поименно вспомнила железнодорожников, которые работали в годы войны, доставляя грузы с Большой земли. Многие погибли на трудовом посту…
Память о тех страшных героических днях жива и ныне. Символ этой благодарной памяти — живые цветы, которые легли к легендарному паровозу…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

127