Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

17.10.2016 11:37 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 14.10.2016 г.

Забытые ароматы Новой Ладоги

Автор: Алексей и Никита Зотовы

Ф. Коти

Наш рассказ о косметике начала XX века, о том, чем душились, румянились, пудрились молодые ладожанки, гимназистки, купчихи, простые обыватели Новой Ладоги и кто дал им такую возможность.

Продолжение. Начало в №39
Из Москвы во все концы необъятной страны по железным дорогам везли парфюмерную воду, туалетное мыло, рисовую пудру, губную помаду, цветочные одеколоны и духи.
Гениальный парфюмер
Сейчас можно по пальцам сосчитать  парфюмерные дома, которые сформировали современную косметику и продолжают оказывать  влияние во всем мире. Коти, несомненно, один из тех, кто коренным образом изменил первую треть ХХ века. Он прошел путь от изобретения новых видов аромата и парфюмерных формул (прежде всего "Шипр" и "Восточная палитра"), до создания духов  и косметических средств массового потребления, что сделало его одним из самых блестящих парфюмеров в истории человечества.
Принято считать, что до Первой мировой войны духами пользовались лишь узкие круги высшего общества. Наверное, это так. Однако выпускницы Смольного института благородных девиц, в том числе его мещанского отделения, наслаждались запахами французских ароматов от Коти, ибо он сделал то, чего не делали другие: Франсуа предложил элегантные духи нового, яркого аромата по доступной цене. В ходе последней экспедиции к месту гибели "Титаника" в 1912 году по поиску тел погибших в ридикюлях молодых дам, пассажирок второго и третьего класса (а это не элита общества), находили флакончики "Розы Жакмино" и "Лёриган" от Коти.
Жозеф Мари Франсуа родился в Аяччо, на о. Корсика, 3 мая 1874 в семье Жана-Батиста Спотюрно, обнищавшего землевладельца и прямого потомка Изабеллы Бонапарт, двоюродной сестры Наполеона. Не получив хорошего образования в детстве, Франсуа в возрасте 13 лет отправился на заработки в Марсель. Кем он только ни работал -помощником аптекаря, подмастерьем в галантерейной лавке, продавцом тканей, модных товаров, секретарем и т.д. Его визитные карточки более поздних времен пестрят такими словами, как технолог, бизнесмен, экономист, финансист, социолог, политик…
Вместе с тем этого гениального самоучку по праву можно назвать императором парфюмерии, созидателем, творцом, коренным образом изменившим мир духов и косметических средств XX века. Как в крупной карточной игре, оставаясь рисковым игроком, Франсуа Коти сделал огромное состояние, которое в одночасье потерял. Однако при этом он создал палитру ароматов, которые стали мечтой наших прабабушек и которых сейчас уже нигде не найти. Только пустые флаконы еще остались у некоторых коллекционеров. Под теми же брендами сейчас выпускаются совсем другие духи, а не те, что изобрел герой нашего рассказа.
…Вскоре молодой Франсуа Спотюрно понимает: чтобы добиться успеха, надо завоевать Париж, и он отправляется в столицу Французской республики. Здесь он продолжает торговать галантереей, но подрабатывает секретарем у некоего Эммануэля Арена, писателя и политического деятеля, под началом которого Франсуа служил в армии.
Именно Арен советует Франсуа сменить корсиканскую фамилию Спотюрно, взяв фамилию матери Coti, но вместо последней буквы написать "y". "Это, — говорил он, — придаст тебе больше шика и будет выглядеть вполне по-французски". Четыре года Франсуа работает помощником депутата французского парламента и одновременно торгует лентами и заколками к дамским соломенным шляпкам. В 1900-м он знакомится с Ивонной Лё Барон, которая, как и он, увлечена тканями и галантерейными изделиями. Через три месяца они поженятся. У них будет двое детей — мальчик Роллан и девочка  Кристиана.
На мысль о создании парфюмерной империи его натолкнул знакомый аптекарь. Наблюдая, как тот смешивает духи, Коти сказал сам себе: "Я могу сделать лучше". Именно тогда он понял великую истину: парфюмерия не должна быть уделом избранных, её надо сделать продуктом массового спроса. Первый парфюм Коти назывался  "EaudeCoty" по аналогии с Кёльнской водой -"EaudeCologne", проще — одеколон.
Итак, Франсуа оседлал своего конька. Он отправляется в Грасс, парфюмерную столицу Франции, где в течение двух лет учится новой профессии. Вернувшись в Париж, Коти открывает свой первый салон на RuedelaBoetie. У него собственная парфюмерная фабрика в Сюрене на берегах Сены. Позднее появляются производства на острове Пюто (металлические упаковки), в Нёйи (упаковки из кожи и картона), в Пантене и Лила (производство флаконов). В 1904 году Коти создает свой легендарный аромат массового спроса — знаменитую "Розу Жакмино". (LaRoseJacqueminot). "Эти духи сделали его отцом современной парфюмерии", — так писали французские газеты начала ХХ века. Первое время красивую упаковку изготовляла супруга парфюмера Ивонна: она сама вышивала узоры на изящных коробочках. Успех духов превзошел все ожидания, и деньги полились рекой.
Коти понимал, что ароматы должны не только приятно пахнуть, но и ласкать глаз. Следовательно, их необходимо разливать в изящные флаконы. Франсуа приглашает знаменитого парижского ювелира и дизайнера по стеклу Рене Лалика, который создает совершенные в своей простоте и вместе с тем отличающиеся безукоризненным вкусом флаконы для духов "l'Effleurt" (Прикосновение) 1908, "L'Ambreantique" (Античный янтарь) 1910 и "Styx" (Стикс) 1911годы. Теперь все это должно выглядеть презентабельно, духи надо красиво предложить потребителю, и здесь на помощь приходит известный декоратор Леон Бакст. Он создает спектр элегантных упаковок — одна лучше другой. И вот духи готовы к продаже…
А как насчет маркетинга? И здесь Франсуа превзошел самого себя. В то время парфюм во Франции продавался в небольших бутиках, но Коти хотел поставить дело на широкую ногу, организовав массовые продажи в крупных магазинах, таких, как в Лувре.
По легенде, Коти долго пытался убедить директора универмага "Grands Magasinsdu Louvre" выставить на продажу его первый шедевр "Розу Жакмино", но тот решительно отказался. Выйдя из кабинета управляющего, парфюмер в сердцах разбил о кафельный пол переполненного магазина один из флаконов. Это спровоцировало переполох среди находившихся там женщин. Они наперебой начали интересоваться, что это так приятно пахнет и где можно купить эти замечательные духи. Если верить легенде, своих первых "покупательниц" нанял сам Коти. Как бы то ни было, его гениальность от этого не пострадала. Нужно ли говорить, что аромат был тут же взят на реализацию, и маркетинговый ход Коти оказался на редкость эффективным — всего за неделю было продано около 500 флаконов.
Вот так, в один момент, Франсуа Коти стал знаменитым и богатым, а несколько лет спустя — первым миллионером Франции. За "Розой Жакмино" последовали другие, не менее успешные ароматы — L`Origan (1905), L'AmbreAntique (1908), LeMuguet (1910), LilasBlanc (1910),  L'Aimant (1912),  Iris (1913) и, конечно, легендарный Chypre (Шипр, 1917), успех которого длился несколько десятилетий.
Накануне Первой мировой войны, в 1914 году, духи от Коти считались самыми лучшими в мире, а филиалы его империи находились в Москве (магазин на Кузнецком мосту), Нью-Йорке, Лондоне, Буэнос-Айресе и других столицах.
Сразу после войны, в 1918-м,  чтобы вновь организовать продажи, Франсуа Коти выдвинул гениальную идею — упаковывать духи в маленькие флакончики с тем, чтобы американские солдаты, возвращавшиеся с фронта домой, могли привезти их своим женам и девушкам. Миниатюрные духи стали  идеальным подарком. Успех был грандиозным! И Коти смог завоевать американский рынок, который представлялся ему перспективным.
Названия духов Coty были простыми и запоминающимися: по-русски они звучат так: Изумруд, Майоран, Муза, Лазурь, Ландыш, Белая сирень, Метеор, Ирис, Магнит... Если учесть, что в ту эпоху все названия были похожи на поэтические изыски, подобная лаконичность имела успех.
Рассвет империи Коти пришелся на 1904-1928 годы. Помимо духов, его фабрики выпускали пудру, гель, мыло, масла, бальзам, губную помаду, одеколоны и другую косметику. Франсуа Коти считался одним из лучших "носов" Франции. Он мог не только различать ароматы цветов, но и сказать, где цветок вырос, какого он цвета, сколько лет растению. Обычно человек может отличать до 50 запахов цветов, трав, растений. Коти мог различать до 4000. Этот одаренный парфюмер был художником во всем. Он изменяет интерьер своего магазина, размещает по-новому витрины, предлагает покупателям бесплатную пробу духов (отсюда пошли знаменитые пробники). Самым популярным косметическим продуктом от Коти вскоре становится компактная пудра.
Разбогатев, Франсуа то бросался в политику, то играл на бирже, интересовался искусством и воздухоплаванием, финансировал грандиозные проекты (например, перелет через Атлантику), приобретал и строил замки, виллы, дворцы. Некоторое время владел газетой "Фигаро". Амбициозный по натуре, он не останавливался на достигнутом и всегда стремился в будущее. Можно сказать, он его видел. Коти был воплощением идеи "имидж — это всё". Франсуа не боялся шокировать публику и перекрашивал свои рыжие от природы волосы, превращаясь то в блондина, то в брюнета, то в шатена. Коти устраивал шумные вечеринки и страстно любил женщин. Он узнавал свои духи только на щеках дам, которых целовал.
Коти был свойственен некоторый нарциссизм. Его фраза: "Духи — это любовная интрига с самим собой" — вошла во Франции в поговорку. Франсуа Коти, вне всякого сомнения, был бунтарем своего времени. Англичане называли его хулиганом, шоуменом, провидцем, эстетом, ловеласом и вместе с тем — гением. Это был Моцарт в парфюмерии.
Так в чем же секрет успеха гениального парфюмера? Заслуга Коти состоит в том, что он первым осмелился соединить синтетические молекулы с натуральными ароматами и создал новые, яркие, не виданные доселе духи с чуть более резким и длительным ароматом (парфюмеры до него опасались шокировать публику такой экзотикой). К тому же он облек свой парфюм в идеальную оболочку — флаконы, каждый из которых представлял собой произведение искусства. Он впервые применил цвет для "кодирования духов" (золотистый, зелёный, малиновый, розовый…) как неотъемлемую часть брендовой идентичности. Он первым провел маркетинг косметики с целью организации продаж для массового потребления. То, что Коти сделал в парфюмерии, выражено в его собственных словах: "Дайте женщине самые лучшие духи, которые только можно создать, заключите их в изящный флакон, красивый в своей простоте, но сделанный со вкусом, назначьте всему этому доступную цену — и вы станете свидетелем рождения бизнеса, размеры которого мир еще не знал".
Коти умер 25 июля 1934 в Лувесьене от инсульта головного мозга, почти уничтоженный роскошной жизнью, которую он вел и которой лишился в один миг из-за катастрофического развода (жена отсудила почти все его состояние), последствий великой депрессии и кризиса 1929-1933. На его поместье был наложен секвестр, а произведения искусства и коллекция картин проданы на публичных торгах по решению Гражданского трибунала округа Сены.  Прах Франсуа Коти был перевезен в его родной город Аяччо на о. Корсика.
Окончание следует

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

37