Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

13.10.2016 15:02 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 14.10.2016 г.

На втором кольце блокады

Продолжение рассказа О.Николаевой, директора музея истории г.Волхова, основанного на материалах музея. Начало в №39.

Лейтенанту А.М. Мартынову за этот бой было присвоено звание Героя Советского Союза. Героем Советского Союза стал и старший лейтенант Ф.Ф. Синявин, командир пулеметной роты    3-й гвардейской стрелковой дивизии.
А в это время на левом берегу реки 311-я стрелковая дивизия, оставив населенный пункт Морозово, отбивала яростные атаки немцев у деревни Боргино. Ведя тяжелые бои, неся большие потери, наши войска были вынуждены отступать. При отступлении наши защитники добрым словом вспоминали жителей города Волхова и Волховского района, а также военных инженеров-строителей, которые в августе-сентябре строили оборонительные сооружения по восточному берегу реки Волхов.
9 ноября 1941 года на линии деревень Вельцы, Елошня, Лынна, что в 10-15 км от Волхова, заняли оборону воины 1-го отдельного стрелкового полка. На станцию Волховстрой прибыли воины 3-й гвардейской стрелковой дивизии.
10 ноября 1941 года на обоих берегах реки Волхов шли упорные бои. Героически сражались на подступах к городу воины 1-го и 666-го стрелковых полков, 6-й отдельной бригады морской пехоты, 16-й танковой бригады, 883-го артиллерийского полка, 310-й и 311-й стрелковых дивизий, но их силы и численность значительно уступали силам противника. Требовалось подкрепление.
До Волхова оставалось несколько километров.
Фашистское командование усилило натиск на город Волхов. Немцы поставили цель взять его к 15 ноября. До назначенного командованием группы армий "Север" срока оставались считанные дни. Бойцы Красной Армии, которые защищали Волхов, видели за своими спинами не только первенец отечественной гидроэнергетики Волховскую ГЭС, стратегически важный железнодорожный узел, молодой социалистический город. За ними был Ленинград. В сражении за Волхов в ноябре 1941 г. решалась судьба колыбели революции.
Командующий 54-й армией И.И. Федюнинский обратился за помощью в Ставку. Он охарактеризовал тяжелое положение под Волховом и попросил подчинить ему все войска правого фланга 4-й армии, которые отходили к городу. "Если это будет сделано еще сегодня, — писал командующий, — то спасти положение можно; если это будет завтра, то будет поздно: Волхов падет".
11 ноября вечером в штаб 54-й армии пришла телеграмма, в которой говорилось: "Ставка Верховного Главнокомандования приказала группу войск 4-й армии, действующую на волховском направлении по восточному и западному берегам реки Волхов, в составе 285, 310, 311, 192-й стрелковых дивизий,        6-й морской бригады, 3-й гвардейской стрелковой дивизии, двух батальонов 281-й стрелковой дивизии, 883-го корпусного артполка и 16-й танковой бригады, с 6 часов 12.11.41 года переподчинить тов. Федюнинскому и включить в состав войск 54-й армии". И только после этого все войска были не формально, а реально подчинены командованию 54-й армии.
12 ноября Ставка направила телеграмму командующему Ленинградским фронтом, а копию командующему 54-й армией: "Ставка Верховного Главнокомандования утвердила ваши указания по вопросам разрушения в Волховстрое алюминьзавода, Волховской ГЭС, железнодорожного моста и затопления патерны плотины с возложением ответственности за это, а также за определение времени взрыва на командование  54-й армии". И одновременно принимались все меры для того, чтобы этого не допустить. Командование перебрасывало к Волхову все возможные силы.
Генерал И.И. Федюнинский понимал, что нужно действовать, не теряя ни минуты. Решено было танковую бригаду поставить позади боевых порядков отходящих войск, зенитную артиллерию, прикрывавшую Волхов, снять с позиций и использовать для стрельбы прямой наводкой по танкам противника. К капитану          1-го ранга В.С. Черокову была просьба — снять пулеметы с некоторых кораблей Ладожской флотилии и вместе с расчетами перебросить в район Волхова. Это было сделано немедленно. За ночь удалось произвести некоторую перегруппировку, привести части в порядок, подбросить им продовольствие и боеприпасы. Полки и батальоны окопались на занятых рубежах.
Наведя порядок в управлении дивизиями, генерал-майор И.И. Федюнинский поддержал обороняющие город части резервами. Фашисты вели бои на окраинах Волхова.
13 ноября 1941 года немцы пошли в яростное наступление в районе Гостинополья и, чтобы его остановить, впервые в боях под Волховом было применено новое реактивное оружие "Катюша". На правом берегу наши войска с тяжелыми боями отступали к деревне Вячково и Торфопоселку. Противник приближался к городу.
15 ноября 1941 года воины 3-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием полковника Н.А. Гагена заняли оборону у деревни Морозово. В этот день свой подвиг совершил командир пулеметной роты Федор Синявин. Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Синявину первому в дивизии присвоено звание Героя Советского Союза. За героические бои под Волховом 30 ноября 1941 года этой дивизии здесь же в городе было вручено Гвардейское знамя. От имени Военного Совета Ленинградского фронта знамя вручил бригадный комиссар В.А. Сычев. Знамя принял командир дивизии генерал-майор Николай Александрович Гаген. Военный совет Ленинградского фронта объявил благодарность всему личному составу дивизии.
Особенно напряженно складывалась обстановка на правом берегу реки. По данным партизанской разведки, которую возглавлял волховчанин Б.А. Анисимов, стало известно, что немцы концентрируют значительные силы танков и готовят наступление. Они собирались обойти Волхов с северо-востока и востока. Немцы бросили в наступление большие силы. Они прорвали оборону и вышли к командному пункту 310-й стрелковой дивизии, который находился на восточной окраине Волхова в Мурманских Воротах. Начальник штаба Ш.И. Мелкадзе возглавил оборону штаба. Все бойцы и командиры, включая связистов и медиков, взялись за оружие, подготовили связки гранат, чтобы отражать танковую атаку. Артиллеристы дивизии прямой наводкой били по танкам. Бойцы отбивались от автоматчиков. Накал боя достиг критической черты. Именно в этот момент на командном пункте полковника Замировского раздался телефонный звонок. Звонил командующий армией И.И. Федюнинский. Замировский доложил обстановку и сказал, что бой идет на командном пункте, положение критическое.
Командующий спокойно выслушал полковника и приказал: "Продолжайте драться".
- Есть, — медленно и глухо сказал Замировский.
Дальше отступать было некуда...
Артиллеристам удалось подбить один вражеский танк. Второй повернул обратно. В критический момент боя за командный пункт подошли бойцы железнодорожного истребительного батальона, сформированного из волховчан, и моряки с пулеметами, которых прислал командующий Ладожской военной флотилией В.С. Чероков. Полковник Мелкадзе с криком: "Вперед! За Родину!" повел всех в атаку. Немцы не выдержали натиска и побежали.
Участник этого боя, восемнадцатилетний сапер 21-й пехотной дивизии вермахта Франц Фогель уже после войны, приехав в Волхов, чтобы посмотреть город, который немцы так и не взяли, спустя много лет после войны, при встрече рассказывал о тех событиях: "Я в двух местах подорвал железнодорожное полотно около станции Мурманские Ворота, чтобы русские не могли подвезти подкрепления. Мы уже дрались на командном пункте русской дивизии, вот-вот готовы были сломить сопротивление противника, когда появились моряки и русские мужики с винтовками. Они со страшным криком бросились на нас. Я три километра бежал по глубокому снегу, чувствуя между лопаток сталь русского штыка. Но убежал. Молодой был, резвый. Тот бой мне запомнился на всю жизнь. Я был в двух шагах от смерти"…
16 ноября 1941 года, захватив деревню Вячково, немцы начали продвижение к Волхову, пытаясь перерезать железную дорогу Волховстрой — Лодейное Поле. Установив на Морозовских высотах артиллерийские орудия, фашисты повели методичный обстрел города. Огонь велся веерно. Бомбили железнодорожный узел, электростанцию, алюминиевый завод. И так несколько раз в сутки. Немецкие части взяли Куколь, подошли к Валимскому ручью и Халтурино. Положение стало критическим. До города оставалось полтора-два километра. Но пройти их фашисты так и не смогли. У Волхова разгорелся ожесточенный бой, который шел не один день.
Наведя порядок в управлении дивизиями, генерал-майор И.И. Федюнинский поддержал обороняющие город части резервами. После 17 ноября войска           54-й армии пополнились свежими силами, стали готовиться к решительному наступлению. К 25 ноября наступление немецко-фашистских войск на город Волхов было остановлено. Фронт стабилизировался в 6 километрах к югу и юго-востоку от этого важного стратегического транспортного узла, через который шло снабжение блокированного Ленинграда.
Благодаря мужеству и стойкости защитников и жителей Волхова город не был сдан фашистам, он не только выстоял, но и собрал силы для дальнейшего наступления.
24 ноября 1941 года получена директива Ставки: 4-й, 52-й, 54-й армиям совместными усилиями развить успех и разгромить всю группировку противника восточнее Волхова. 3 декабря 54-я армия под командованием генерал-майора И.И. Федюнинского перешла в контрнаступление в направлении Войбокало — Кириши и вдоль правого берега реки на юг.
Немцам не удалось ворваться в Волхов. Тогда командование 1 армейского корпуса вермахта решило нанести удар западнее, между станциями Волховстрой и Войбокало. Здесь на участке фронта в 40 километров оборону держал один бронепоезд. Немецкие войска на этом участке были объединены в боевую группу "Бекман" под командованием генерала Томашека. В нее вошли 11-я, 254-я, 291-я пехотные дивизии, усиленные некоторыми частями 8-й и 12-й танковых дивизий.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.