Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

28.01.2016 14:07 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 29.01.2016 г.

"Новоселье" - в Париже…

Автор: Г. Стерликова, Ю. Аитова

"Новоселье" В.М. Максимов

29 января — день рождения художника-передвижника, академика живописи В.М. Максимова (1844-1911)
 "Новоселье" — одна из работ художника-передвижника В.М. Максимова, местонахождение которой до минувшего лета было неизвестно. Теперь у картины есть адрес (и какой!) — Париж, музей д'Орсе.

Установили его совершенно случайно ладожане Лариса и Александр Названовы. Будучи в Париже и знакомясь с его достопримечательностями, супруги решили побывать в музее д'Орсе, который славится коллекцией импрессионистов. Есть в музее и небольшой зал, где представлена живопись русских художников. Увидев "Новоселье" В.М. Максимова, удивились, конечно, но даже не догадывались, что сделали своего рода открытие, важное для биографии художника.
"Новоселье" Василий Максимович писал в Любше, в 1887-1888 годах. В это время художник работал над одним из своих самых значительных полотен — "Всё в прошлом". Однако радость от того, что завершена хотя бы часть ремонтных работ в имении, переполняла, не устоял, решил выплеснуть её на холст.
"После смерти бабушки (Надежды Константиновны Измайловой не стало в 1885 г.прим. авт.), — пишет в воспоминаниях дочь В.М. Максимова, Ариадна, — матери досталось небольшое, тысяч 8-10, наследие. Больше половины этих денег пошло на постройку дома-мастерской вместо убогой, полуразрушенной избы бабушки, и на ремонт двора. Строительство отняло у отца 2-3 года творческой деятельности. Как всегда, он с жаром отдался новому делу: был архитектором и десятником, маляром и столяром. В нише печки в столовой была им написана старинная ваза с розами, по бокам — гренадёры в высоких киверах и синих мундирах. На дверцах печек — какие-то чудовища с открытыми пастями.
Тогда же было написано "Новоселье"… Эту картину я хорошо помню, при мне он углем рисовал фигуры на готовой перспективе. Впервые я увидела начало картины, раньше этот процесс происходил в деревне, когда отец жил один. Изображён момент встречи хозяевами новой избы гостей, родственников, пришедших … с гостинцами. Из корзинки выглядывает голова петуха, по старинному поверью — "для благополучия". Вся картина залита светом…"
Новоселье в Любше нашло отражение не только на полотне художника. По народному обычаю, бытовавшему в Новоладожском уезде, чтобы в новом доме жилось хорошо, надо задобрить домового. Василий Максимович и написал по этому поводу шуточный стихотворный каламбур, на которые он был большой мастер:
Дедо, старый домовой,
Подружися ты со мной,
Будь отныне наш хранитель,
Счастье, радость, принеси
В нашу новую обитель,
От напастей, зол спаси.
Выпей, дедо домовой,
Чарку доброго вина
В этот праздник храмовой,
Выпей, дедо, всё до дна!
Некоторые подробности написания "Новоселья" узнаём из писем художника жене. Лидия Александровна в это время оставалась в Петербурге с детьми. Письма приведены в монографии А. Леонова "Василий Максимович Максимов" (Изд-во "Искусство", М. 1951) и очерке Ал. Алтаева "Художник-народник" (журнал "Голос минувшего", № 6, 1914 г.): "28 марта 1887 г. Любша.
…Принялся за черчение перспективы для "Новоселья". Прежний размер мне противен, да и скомпоновано по- протокольному. Воображение мне рисует живую типичную сцену, не знаю, слажу ли, когда возьму уголь в руки. А холст я купил превосходнейший… Работать опять хочется…
27 августа 1887 г. Любша.
…Я теперь обрабатываю углём мою картину ("Новоселье") и довёл до того, что она приняла совершенно иной вид против первоначального... Шесть лиц прибавилось к прежнему персоналу, духовным особам отведено ещё меньше значения, только один плешивый дьячок может обратить внимание своей мужиковатостью, с какой он раздувает кадило..."
Картина "Новоселье" была представлена на XVI выставке Товарищества передвижных художественных выставок, которая открылась в Петербурге 28 февраля 1888 г. в помещении Академии наук. Видимо, во время подготовки выставки к открытию новую работу Максимова увидел И.Е. Репин. В письме П.М. Третьякову от 25 февраля 1888 года лестно отозвался о ней.
Работая над любой из картин, Василий Максимович всегда мучился сомнениями. За месяц до открытия выставки он писал художнику И.И. Шишкину: "Картину свою заканчиваю… Рисунок для каталога начат, но так много переделывал в картине, что он теперь совсем не похож. Найду время, так по окончании картины сделаю новый…" (И.И. Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике. "Искусство", 1978 г.).
В иллюстрированном каталоге XVI передвижной выставки (Спб., 1888, изд. Беггрова) "Новоселье" было воспроизведено. А когда В.М. Максимова не стало, в память о художнике газета "Новое время" в декабре 1911 года вслед за некрологом (№ 12822) напечатала его иллюстрацию (№ 12827).
По воспоминаниям дочери, картина была тут же продана. Имя покупателя — Н.Д. Стахеев — названо в письме В.М. Максимова от 28 марта 1894 года известному фотографу К.А. Фишеру, которого Василий Максимович просил сфотографировать его работы.
Возможно, не без участия художника И.И. Шишкина "Новоселье" пополнило коллекцию Н.Д. Стахеева. В письме Максимова Шишкину, цитированном ранее, говорилось и о его затруднительном материальном положении. Шишкин Стахееву приходился дядей и вполне мог замолвить племяннику словечко о друге.
Но как же "Новоселье" В.М. Максимова оказалось во Франции? Чтобы найти ответ на этот вопрос, пришлось совершить увлекательнейшее виртуальное путешествие — во времени и судьбах. Участвовали в нём не только авторы статьи, но и наша соотечественница во Франции и даже потомок одной из купеческих династий г. Елабуги С.К. Простнев.

На перепутьях  дат, событий, судеб
Н.Д. Стахеев (1852-1933) — покупатель "Новоселья" — купец 1 гильдии, представитель знаменитой купеческой династии, широко известной в России в середине XIX — начале XX века. Родом из Елабуги. Обладая уникальными коммерческими способностями, заработал немалое состояние. Многое мог себе позволить. Переехав в Москву, Николай Дмитриевич огромные средства вкладывал в строительство доходных домов. Многие из них в настоящее время украшают столицу и относятся к объектам культурного наследия. Для своей семьи в конце XIX века отец семейства возвёл роскошный особняк на Малой Басманной — настоящий дворец. Интерьеры его украшали деревянная резьба, сложного рисунка паркет, витражи, мраморная и лепная отделка и многое другое, что до сей поры услаждает взгляд. Для картинной галереи был оборудован отдельный зал.
…Основные коммерческие проекты Н.Д. Стахеева находились в центральной России, в Москве и Петербурге. В 80-х годах XIX века он решил развернуть часть своего бизнеса и на юге, на крымском курорте в Алуште. Но что бы и в каком регионе ни делал, он всегда заботился не только о собственной прибыли, но и о благополучии тех мест, с которыми его связывала судьба. В Алуште, например, построил на собственные средства Земское училище, в 1901 году — театр, в 1904 году — городские купальни с холодными и тёплыми ваннами, с морской и пресной водой, украсившие набережную и вызывавшие большой интерес курортников. И здесь у него был свой дворец — знаменитая, любимая им дача "Отрада".
О широкой душе Стахеева, его благотворительности ходили легенды. О многом говорит хотя бы тот факт, что он взял на воспитание семерых племянников, детей своего рано ушедшего из жизни брата. В 1914 году Николай Дмитриевич уезжает во Францию, много играет в казино, ему нужны средства и приходится думать о том, где их раздобыть. В 1918 году, когда всё его огромное состояние в России было уже национализировано, Стахеев рискнул тайно вернуться в Москву, чтобы забрать из тайника дома на Басманной серебро и другие ценности, но был задержан ГПУ, доставлен на Лубянку. "Железному Феликсу" на допросе предложил сделку: он говорит, где спрятаны драгоценности, а ему дают возможность спокойно покинуть страну. Дзержинский согласился…
Ни о чём не напоминает эта история? Правильно! Именно Н.Д. Стахеев послужил прототипом одного из героев романа Ильфа и Петрова "12 стульев" — Кисы Воробьянинова.
Пока мы собирали материал о покупателе "Новоселья" В.М. Максимова, наша помощница во Франции нашла на сайте музея информацию, от кого же поступила картина: "Vasily Maximovich Maximov Bеnеdiction d'une isba neuve en 1888
Максимов Василий Максимович (1844-1911). "Благословение новой избы" (так в переводе с французского звучит название картины "Новоселье" — прим. авт.) Музей d'Orsay, Париж.
По завещанию г-жи Марины Мерсье, урожденной Grekoff, 2011".
Кто же такая Марина Мерсье (урождённая Грекова)? Чтобы узнать это, обратилась непосредственно в музей д'Орсе. Уже на следующий день был получен ответ. Из него следовало, что картина вместе со всей коллекцией, которая имелась в семье, была вывезена родителями Марины — генералом А.М. Грековым и его супругой Верой Николаевной Стахеевой в 1917 году из Санкт-Петербурга в Новочеркасск, в семейное поместье Грековых на юге России. Затем последовала эмиграция, и коллекция вместе с семьёй в 1920 году прибыла в Париж. Обосновались Грековы в районе Ниццы. После смерти родителей картины оставались у дочери. В 2009 году Марина Грекова (в супружестве Мерсье) умерла. Часть коллекции была распродана. А на две картины — "Новоселье" Максимова и работу К.В. Лемоха "La mort du pеre  dans une isba" 1887 г. было составлено её завещание о передаче их одному из музеев. Благодаря чему эти две картины пополнили государственные коллекции, в которых русская живопись мало представлена. В музей д'Орсе "Новоселье" поступило в 2011 году.
О генерале А.М. Грекове (1877-1968) всемогущий интернет выдал много информации: весь его послужной список, в том числе и то, что во время Второй мировой войны он работал в Управлении по делам русской эмиграции, руководил отделом социальных служб, занимался регистрацией эмигрантов.
А вот о жене и дочери генерала сведения были очень скудными. Наконец из нескольких источников, в том числе и французских, удалось кое-что узнать о дарительнице "Новоселья" в парижский музей. Мерсье (урожд. Грекова) Марина Александровна (1919-2009) — художник, родилась в Новочеркасске. С родителями уехала в эмиграцию в Париж. Вышла замуж за художника Фредерика Мерсье, сына художника по фарфору Анри Мерсье. Спасибо С.К. Простневу, знакомство с которым состоялось в социальной сети, дополнил информацию: "Марина Александровна Мерсье (Грекова) переехала из Парижа в Ниццу в 1964 году, работала на небольшой фабрике по производству аудиоаппаратуры, принадлежащей её мужу. В конце 90-х она впервые посетила Москву и побывала в доме своих родителей на Малой Басманной… Скончалась в июле 2009 года и была похоронена на кладбище Сент-Оспис, расположенном над морским обрывом, в одном склепе с родителями и мужем".
Оставалось уточнить, кем же приходится Н.Д. Стахееву Вера Николаевна Стахеева. И снова приходит на помощь Сергей Константинович Простнев: он присылает свой доклад о В.Н. Стахеевой, с которым выступал на VI Международных Стахеевских чтениях в Елабуге "Малые и средние города России: прошлое, настоящее, будущее"" (22-23 ноября 2013 года). И всё встаёт на своё место: Вера Николаевна Стахеева (1892-1975) — дочь Н.Д. Стахеева. Значит, картина "Новоселье" в парижском музее д'Орсе оказалась по завещанию внучки Николая Дмитриевича Стахеева — Марины Мерсье. Передали её в музей двоюродные племянники Марины Владимир Николаевич и Николай Николаевич Грековы, с которыми С.К. Простнев состоит в переписке.
Наш поиск успешно завершён. Благодарим всех, кто в нём участвовал.
Узнать бы ещё, не встречались ли отец, дочь и внучка в Париже или в Ницце?

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.