Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

05.02.2015 11:34 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 05.02.2015 г.

"Каждый из нас - страничка жизненной повести"

Автор: Т.Петрова
корреспондент газеты "Волховские огни"

Семейные реликвии — это не просто свидетели прошедших лет, это живые участники событий. Каждая вещь, письмо, открытка рассказывают о человеке, о времени, о событии, заставляют задуматься, поразмышлять… Знакомство с ними — это путешествие в прошлое, в историю — семьи, страны.  Случай, который я считаю счастливым, свел меня  с ладожанкой Антониной Ильиничной Боголюбовой. В Новой Ладоге ее хорошо знают: работая многие годы в средней школе №1 учителем начальных классов, Антонина Ильинична не только учила детишек читать, писать — она отдавала частичку самой себя, своей души. Она — учитель и по профессии, и призванию, и по династии: мама у нее тоже была педагогом. Сейчас Антонине Ильиничне уже за 90… С ней рядом любящая, заботливая дочь Надежда Геннадьевна.

Родом из СССР
Поколение А.И. Боголюбовой закончило Новоладожскую школу №1 в 1939 году. А в 41-м началась война. О чем мечтали, куда стремились выпускники, как по их судьбам прошлась война? Об этом рассказывает бережно хранящийся в семье простой альбом. Выпускники 1939 года в очередной раз встретились через полвека и рассказали о пережитом, о своем самом сокровенном. К великому огорчению, время над нами властвует безжалостно, и многих уже нет, но живет память, светлые искренние воспоминания о школе, учителях, товарищах, времени… Встретились — и как будто вернулись в молодость. Им было уже по 70, а они по-прежнему называли себя мальчики-девочки. Прочитывая записи на страницах альбома, рассматривая старые фотографии, проникаешься чувством уважения к этому поколению, преклоняешься перед их высоким патриотизмом.

Загляните в семейный альбом
Перелистаем его страницы и почитаем записи. "Вот мы и кончили школу. Нам открыты все дороги и двери. Выбирай на вкус. Полны надежд и планов, но прежде всего — учиться, чтобы приносить как можно больше пользы нашей любимой Родине. Активно строить коммунизм. Спасибо тебе, школа, что научила нас беспредельно служить Родине, гордиться ею. Быть в первых рядах строителей нового общества, быть верными защитниками. Активной жизненной позиции, хороших тебе учеников. Прощай школа!" Или еще такая запись: "Полны планов, дерзаний, но все это перечеркнула война, и мы должны были всё подчинить требованию времени, обстановке горячо любимой Родины. Была война, была Победа, были работа, семья… И вот уже полвека позади. А кажется, что всё было совсем недавно". "А в памяти наших ребят остается школа. Она наши души будоражит. И снятся ночью школьные звонки. Ты помнишь год 1939?"
"Тогда из школы шли вы в солдаты сражаться с бедою небывалой. Ваши щеки еще не знали бритвы, вы еще подруг не целовали, а на полях великой страшной битвы ваши судьбы уже косила смерть. О, первый плач, первые утраты, путей к победе тяжкое начало. Мы вас ждали, и ждать не переставали. Сейчас нас ветеранами зовут. Мы с историей войны шагали в ногу, чтобы приблизить час победы. И настал 1945 год. В бою, в труде победу одержали. Она пришла под гром салютного раската".
 "Сегодня подошла я к нашей школе
Не то слезинка катится,
Не то искрится роса.
Девчонки-одноклассницы
Неужто нам по 70!?
И как мне не хватало вас порой,
Чтоб счастьем поделиться и бедой!
Мы, испытавшие радости-горести, за свои 70 лет стали добрей и мудрей. Каждый из нас — страничка жизненной повести".
Вспомнили школьные друзья годы войны, поведали, кому, где, как довелось служить, работать, как пережили они это страшное время. Об этом рассказывают страницы альбома.

Повесть об учителе
Александр Александрович Синюрин в сентябре 1938 года пришел работать в школу, преподавал химию в 10 классе. Какие же уроки у него были интересные! Для некоторых выпускников он стал примером в выборе профессии и, уже став учителями, они сохранили верность школьным традициям. А.А. Синюрин тоже был на фронте. Вот какая запись есть в альбоме: "Весной 1945 наша воинская часть входила в состав 3-го Белорусского фронта. Задача фронта была — штурм и взятие Кенигсберга. Командовал фронтом генерал М.Д.Черняховский. Батальон аэродромно-технического обслуживания летных полков, в котором я был начальником химслужбы, входил в состав 1-й воздушной армии и обслуживал наших летчиков и полк "Нормандия-Неман". Кенигсберг пал в марте, а в начале мая мы перебазировались на новый аэродром. 8 мая я был в составе разведгруппы из саперов, химиков, связистов и сигнальщиков, задачей которых была проверка нового летного поля. В ночь с 8 на 9 мая мы ночевали в сарае на какой-то соломе. В 2 часа ночи связисты стали стучать в стену и кричать: "Война закончилась! Выходите!" Когда мы вышли, небо вдоль фронтовой полосы было в ярких огнях от ракет и трассирующих пуль. Первое чувство: "Мы остались живыми!" Кричали: "Ура!" И тоже стреляли вверх из наганов. Эти чувства может понять только тот, кто пережил войну".

Была там, где трудно
Зоя Петровна Бушуева-Буянова оставила такие воспоминания: "В 1939 году, после окончания 10 класса, комсомол направил меня на курсы учителей начальных классов, которые приравнивали к педучилищу.15 августа того же года я стала учительницей Яхновской начальной школы. В 1940 году поступила на заочное обучение в педагогический институт имени Покровского. В 1941 закончила первый курс исторического факультета. В войну работала в больнице водного транспорта медсестрой, санитаркой, регистратором, завполиклиникой. Была членом бассейного комитета ВЛКСМ Северо-Западного пароходства, кандидатом в члены ВКП(б). Потом Волховский район освобождают от врага, открываются школы, и меня направляют работать в Сясьстрой учителем. В 1944 году отгремели последние залпы на Ладоге, начала работать школа в Новой Ладоге, и меня перевели в мою родную школу, дали 1-й класс. Мальчишки и девчонки с первых дней привязались ко мне, каждый день заходили за мной и шли в школу всем классом, несли тетради, учебники. Приходили ко мне домой в выходные дни. Они помогли мне пережить боль утраты близких и мужа.
 Весь последний год войны чего-то ждали необычного, зная, что на фронте все идет хорошо, гонят немцев на запад, освобождая европейские города. Письма с фронта идут дольше… Отпраздновали Первомай. Вечером 8 мая все ждали новых сообщений. С ребятами, которые ушли от меня, договорились, если кто что узнает — прибегут сказать. В 2 часа ночи прибежал Робик Либерг и на одном дыхании выпалил: "Война закончилась!" Стало радостно и тревожно-горестно: живы ли те, от кого еще вчера получили письма? А вот мой Виктор — "победитель" не дожил до Победы. Он никогда ее не увидит. А мы так часто мечтали о ней. Утром прибежали мои дети-первоклашки, и все пошли в школу. На площади был митинг. Смех, радость, горе, слезы были у всех рядом. Весь день гремела музыка, песни, танцы не прекращались. Я была весь день с моими первоклашками. Они утешали меня, а все вместе — тех детей, к которым уже не вернутся родители с фронта. И мечтали, как будем встречать живых пап.  Понять мои чувства этого дня может только тот, кто сам пережил потерю близкого человека…"
До 1980 года Зоя Петровна работала в школе завучем, директором, вела большую общественную работу. Она пишет: "Да, я рада, что школе отдана вся жизнь".

Радость и слезы — такой запомнилась победа
Тоня Боголюбова — Антонина Ильинична, сохранившая все эти воспоминания, рассказывает: "В том мае стояла удивительная погода. 9 мая рано утром было уже тепло и солнечно. В 6 часу утра к нам в окно постучали соседи и сказали, что весь народ собирается на площади, около кинотеатра. Победа! Победа! Я была так же радостно ошеломлена, как и все окружающие. Едва накинув на себя верхнюю одежду, выбежала во двор. Вместе с другими людьми помчалась, а со мной и младший брат, на площадь. И, действительно, вскоре по радио сообщили о великой победе советского народа. Какое было ликование! Люди знакомые и совершенно незнакомые обнимали и целовали друг друга. Затем все направились домой. Я рассказала своей маме о том, что видела и слышала. А днем, когда немножко остыли от этой радости, пришли к мысли, что наши родные люди уже не вернутся к нам. И тут наступила разрядка за все пережитые годы: были слезы, слезы, слезы… Радость и слезы — так продолжалось и дни, и недели, и месяцы, а затем и годы. Так и остался этот праздник со слезами на глазах, как поется в песне".

"Всем было очень страшно"
Шура Морозова — Александра Петровна — рассказала, как учила детишек во время войны, тетрадей не было, писали на газетах, на оберточной бумаге: "1941-1945. Эти даты сохранились в моем сердце на всю жизнь. Первая была ужасной, тревожной, опасной и грустной. Она принесла много страданий, горя и бед. И, наконец, настал долгожданный день 9 мая — День Победы. Помню как первую, так и вторую дату до мельчайших подробностей. Был ясный весенний день. Такое же настроение было и у всех людей. Я работала тогда в Покровской начальной школе Иссадского сельского совета. Жила при школе. Слышу, бегут мои питомцы, и с шумом, с криком стучат в дверь.
Каждому хотелось сообщить эту новость первым. В этот день я должна была работать одна в две смены. Моя сестра и коллега уехала в Ленинград на совещание.

Дети не стали ждать второй смены, а все дружно с утра прибежали в школу. Их было более 80 человек. Я успокоила их, посадила в классе за парты и начала проводить с ними беседу. На доске написала слова: "9 мая — День Победы!" И дети хором, от всей души, повторили: "День Победы!" Хотя я и не готовилась к этому мероприятию, но слова сами выходили из моих уст. Наша доблестная армия, весь народ стояли на защите Родины. Все население от мала до велика помогало ковать победу, потому что все были патриотами и любили свою Родину. Да, война принесла много жертв, горя, разрушений. Мы вспомнили тех односельчан, которые не вернутся в родные места. Очень плакали ребята, у которых не придет отец, брат, сестра. Я очень хорошо помню, как дети не отходили от меня, прижимались, обнимали, брали за руку. И я напомнила им, как было страшно, когда стреляли зенитки, вылетали стекла из окон. Мерзавцы бросали бомбы на наш маленький кусочек земли. О многом другом я говорила с ними…"
Александра Петровна Морозова (Самылина) 27 лет отработала в средней школе № 61 города Волхова. Общий стаж ее педагогической работы 37 лет, она активно участвовала в общественной жизни, имела много благодарностей и поощрений. "Я очень любила свою педагогическую работу и школу. Школа была для меня вторым домом", — говорила она.
У А.П. Морозовой два замечательных сына. Валентин Николаевич работал главным врачом отделенческой больницы в городе Волхове, а Вадим Николаевич живет и работает в Москве, он — первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги". Оба сделали немало хорошего для жителей родного Волхова. Кстати, педагогической работе отдал много лет и супруг Александры Петровны.

О друзьях-товарищах

Есть в альбоме воспоминания Клавдии Федоровны Явит-Никифоровой. После окончания краткосрочных курсов при педучилище она работала в Плехановской начальной школе. Тоня Абраменкова стала учителем  в Староладожской школе и день Победы встретила там же. Светлана Федорова, когда закончилась война, работала в госпитале в Венгрии. Павел Кузьмин учился в 3-м Ленинградском артиллерийском училище, когда началась война, он, будучи курсантом, в составе училища оборонял станцию Толмачево на Лужском рубеже. Воевал на Северном,  Калининском, Западном фронтах. Закончил войну на Эльбе 9 мая. В послевоенное время служил в Белорусском военном округе, затем преподавал в военных учебных заведениях. Кузьмин награжден двумя орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Суворова, Александра Невского, медалью "За боевые заслуги" и другими.
Зоя Астафьева в 1942 году была призвана в армию и направлена в отдельный танковый батальон 8-й армии Волховского фронта. Затем вместе с батальоном была переведена на 3-й Белорусский фронт. Награждена орденом Отечественной войны и медалями…

Как завещание потомкам

Для Антонины Ильиничны Боголюбовой школа — это всё. Она очень любила школу и любила учиться. Закончив ее в 1939 году, сразу же пошла на курсы, которые приравнивались к педагогическому училищу, и стала работать в Мыслинской начальной школе. А позднее ее переводят в новоладожскую среднюю школу, одновременно она поступает в педагогический институт имени Покровского на заочное отделение. Но война разрушила все планы, принесла разруху, голод, горе… Антонина Ильнична вместе с мамой работала санитаркой в больнице водников, где находился госпиталь. Кроме основной работы, она всегда еще занималась и общественной, была секретарем комсомольской организации.
И вот долгожданная Победа. Сколько радости и сколько горя! Не стало рядом отца и мужа, а на руках маленькая дочь, два брата и мама. Комсомол направил ее на работу в Новоладожский райком. Весь район исходила пешком, создавая новые комсомольские организации. Но школа оставалась ее трепетной мечтой. И 15 сентября 1948 года  она вернулась в школу к своим детям, тетрадкам, книжкам… И опять много времени уделяла общественной работе. Антонина Ильинична награждена медалями"Ветеран труда", "Ветеран Дороги жизни" и множеством грамот за хорошую добросовестную работу. Вот такой скромный человек, неутомимый труженик бережно хранит историю своего поколения. Пройдет время, и кто-нибудь обязательно заглянет в старый альбом и по-доброму позавидует. Ведь  в альбоме — история целого поколения, рассказанная искренне и правдиво. Каждый из них шел дорогой, которую дала судьба. Бывало очень трудно, но были сильны духом, протягивали руку помощи, поддерживали друг друга в горе и радости. Потомки обязательно скажут: "Мы — частичка этого поколения. Это наша родословная".  
Правдивая жизненная повесть, сохраненная в семье Антонины Ильиничны Боголюбовой, дорогого стоит. Огромная им за это благодарность.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.