Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

12.11.2015 12:29 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 13.11.2015 г.

Село Ополье, что у Ямбурга

Автор: О.Панова

Фото П.Афанасенко

Когда едешь из Петербурга в сторону эстонской границы, обязательно увидишь несколько ямских станций, при которых в старину обязательно были постоялые дворы с нехитрым сервисом, где можно было поменять лошадей и относительно отдохнуть. К сожалению, находятся они в весьма плачевном состоянии, и лишь в  старинном селе Ополье, стоящем на ямском тракте, "в 105 верстах от Петербурга и 14 верстах от Ямбурга", нынешнего Кингисеппа, здание приведено в порядок.
Но знаменито Ополье не только и не столько ямской станцией, сколько древним православным храмом.

В XVI веке была здесь поставлена деревянная церковь, вместо которой, когда совершенно обветшала, в 1734 году выстроили новую, тоже деревянную. Она перестаивалась в 1760 году, но это мало помогло, и к 1874 году храм пришел в столь плачевное состояние,  что его оставалось только разобрать, что и было сделано…
Село Ополье со времен правления Петра III принадлежало семье графа Шувалова. В 1874 году Петр Павлович Шувалов и его мать Софья Андреевна подали в Синод прошение о строительстве в селе Ополье каменной церкви "по образу церкви в Вороновском погосте Новоладожского уезда" и приложили проект А.П. Мельникова, по которому была возведена в 1867-1874 гг. церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Вороново.
В 1874-1883 каменная Крестовоздвиженская церковь в Ополье была выстроена епархиальным архитектором И.И. Булановым. Церковь однокупольная, с высокой колокольней, в архитектуре четко видны черты "русско-византийского стиля". В храме было два придела: апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца.  Удивительно красивая, воздушная, как бы парящая над землей, церковь действует и в настоящее время. Закрывалась она лишь с 1937 по 1942 год.
Местные краеведы собрали немало интересного исторического материала, которым с удовольствием делятся с проезжающими и любопытствующими туристами и паломниками. Например, о том, что храм построен при державе императрицы Анны Иоанновны в лето 1734 г. индикта 12 месяца сентября в 16 день, на память св. муч. Евфимии всехвальной. Храм деревянный, во имя Воздвижения, в византийском стиле, одноглавый, с колокольнею и приделом Петра и Павла. Антиминс главного престола освящен митроп. Григорием в 1857 г. августа 11; антиминс придела, холщевый, освящен 1727 г. сентября 3 преосвященным Леонидом, епископом Сарским и Подонским.
Или о том, что в 1852 г. под храм подведен каменный фундамент, под пол подведены каменные столбы; придел оштукатурен и в нем обновлен иконостас. В 1857 г. обновлен главный алтарь; в нем поставлены новые иконы работы художника Любавина. Обновление стоило 5000 рублей серебром сборной суммы.
Новый каменный храм в 1874 г. начат с благословения митрополита Исидора, по мысли священника Алексея Васильева и строится под наблюдением архитектора Буланова. Богослужение временно совершается в Петропавловском приделе старого храма. По проекту постройка нового храма будет стоить 30000 руб. серебром. В 1874 г. церковных денег было только 8000 руб. серебром, остальное собирается с прихожан.
Приходно-расходные книги имеются с 1796 г., обыскные с 1776 г., исповедные с 1771 г., метрические с 1788 г. Церковной земли 36 десятин, из которых 3 десятины усадебной; из пахотной земли священник пользуется 10 десятинами, диакон — 6, причетники — по 3 дес. Вся земля находится близ церкви, за селом. К церкви принадлежат: деревянная лавка, выстроенная в 1845 г. ямбургским купцом Козьмою Яковлевым, арендуется наследниками его за 120 руб. серебром и ими же ремонтируется, и деревянная сторожка за сараем. Причт помещается в собственных домах, а просвирня в церковном доме. Всех прихожан муж. пола 1057, жен. 1358.
Часовни находятся в следующих местах: в Алексеевке — прор. Илии; в Литизне — прор. Илии, построенная, вместо сгоревшей в 1845 г., усердием уроженца сей деревни, лейб-кучера его величества Якова Кондратьева; в дер. Мануйлове — во имя св. Георгия.
Сегодня храм переживает явно не лучшие времена, и одного энтузиазма священника и прихожан недостаточно, чтобы привести его в надлежащий вид. Но радует то, что тропа к церкви не зарастает, у жителей есть духовная потребность в храме.
Помимо архитектурных особенностей, привлекает внимание старинный погост, на котором нашли вечное упокоение и священнослужители, и обычные жители Ополья. Здесь, у южной стены церкви, несколько лет назад был установлен один из первых памятников бойцам белой армии Юденича. Так началось примирение и прощение — к могиле подходят люди и, не разбирая принадлежности к политическим силам, склоняют головы перед нашей непростой историей…
Еще одна необычная могила — в ней покоится писатель Алексей Леонов. Он никаким родством не связан с Опольем, но почему-то именно это место выбрал для своего последнего земного пристанища. Несколько лет на его могиле стоял обычный деревянный крест, а совсем недавно появился памятник…
Таких старинных храмов, как в Ополье, по всей ленинградской земле, да и по всей России множество. Долгие годы поругания еще не стерты, но и забвение им уже не грозит — жизнь изменилась, духовные запросы стали другими. Значит, дорога к храму обязательно будет построена. В наших сердцах — в первую очередь…


Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.