Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

27.02.2014 10:52 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 07 от 28.02.2014 г.

Военно-автомобильная дорога-102

Автор: Н. Солонникова
Иссадская средняя школа
Трудно поверить, что без всякой механизации, вручную, в морозы и метели ноября-декабря 1941 года за две недели (а точнее, за 10 дней) была построена эта лежнёвая автомобильная дорога

…Утро. Прифронтовая деревня уже не спит: колхозники встают рано. Дел много, а почти все мужчины на фронте. Враг в пяти километрах от Волхова. В деревне Иссад располагается воинская часть, рядом аэродром. Сегодня закончилось строительство моста… На его открытие майор пригласил Анну Алексеевну Самсонову с двухлетним сыном. Дом, который они перед войной построили с мужем, стоял совсем рядом с мостом и с зенитками, его охраняющими. Как рассказывала Анна Алексеевна, она долго колебалась, но всё-таки решилась. Много сил положено было на строительство моста, прилетали немецкие самолёты, бомбили, погибали люди, но работа не прекращалась. Анна Алексеевна вышла с ребёнком, майор уже ждал её. Села в машину. Переехали с одного берега на другой, женщина вышла из машины. А майор сказал солдатам: "Вот ради таких матерей, их детей, ради мира мы построили этот мост. Мы защищаем Родину. Низкий, земной поклон им". Солдаты поклонились, наверно, вспоминая своих жён, матерей, детей…
Анна Алексеевна прожила долгую жизнь, умерла на 93 году, она воспитала внуков и увидела правнуков, но никогда не забывала тот день. И часто рассказывала, как страшно было ей ехать по мосту и как поклонились ей солдаты.
Волховский мост в деревне Иссад длиной 497 метров стал самым большим деревянным мостом Ленинградской области и был частью большой дороги, по  которой из всей страны шли грузы в Ленинград.
Трагическая осень 1941 года. Овладев 8 ноября Тихвином, враг отрезал единственную железнодорожную ветку, доставлявшую продовольствие, оружие, медикаменты к Ладожскому озеру, то есть в осаждённый Ленинград, на фронт. Эшелоны с грузом стали поступать на станции Заборье и Подборовье. Находились они в 180 километрах от Волхова, но нормальной дороги не было. Добраться до Новой Ладоги или Волхова можно было только просёлками на лошадях. Начальник управления строительства автомобильных дорог инженер-полковник И. Н. Коровякин вместе с офицерами наметили автомобильную трассу в обход Тихвина. Длина ее составляла более 200 километров. В Военном совете Ленинградского фронта две недели обсуждался вопрос доставки продовольствия в умирающий город. В эти трагические дни было принято постановление Военсовета № 00419. Вот его текст:
"1. Для подвоза продовольствия, горючего и боеприпасов в Ленинград и эвакуации населения и имущества из Ленинграда построить к 30 ноября 1941 г. фронтовую автомобильную дорогу на трассе: ст. Заборье — Серебрянская — Великий Двор — Лахта — Никульское — Шаньгово — Еремина Гора — Новинка — Ямское — Карпино — Новая Ладога — Кобона с общим грузооборотом в оба конца — 2000 тонн в сутки, с открытием на ст. Заборье перевалочной базы.
2. Строительство дороги возложить на комиссию Ленинградского обкома ВКП(б) (т. Воротов) со сроком окончания к 1 декабря 1941 г.
3. Начальником фронтовой дороги назначить генерал-майора интендантской службы Шилова с подчинением его начальнику тыла Ленинградского фронта. Помощниками начальника дороги назначить: инженера 1-го ранга Щепенникова — по железнодорожным перевозкам; инженера 1-го ранга Кузьмина — по дорожно-комендантской службе; интенданта 1-го ранга Харитонова — по интендантской службе. Штат управления дороги установить в количестве 35 чел.
5. Председателю исполкома Ленинградского горсовета депутатов трудящихся т. Попкову: а) к 25 ноября 1941 г. мобилизовать на период работы дороги из народного хозяйства города 500 автомашин разных марок и 100 автоцистерн (исправных) с водительским составом, передав их командиру 17-й отдельной автотранспортной бригады в эксплуатацию на дороге; б) к 25 ноября 1941 г. выделить в распоряжение командира отдельной автотранспортной бригады единовременно 3000 комплектов резины для автопарка дороги.
6. Начальнику автобронетанкового управления Ленинградского фронта полковнику Дементьеву к 26 ноября 1941 г. выделить из состава армейского транспорта Ленинградского фронта 100 автомашин и 100 автоцистерн с водительским составом, передав их в распоряжение командира 17-й ОАТБ для работы на дороге.
8. Начальнику тыла Ленинградского фронта генерал-майору т Лагунову к 27 ноября 1941 г. выделить в распоряжение начальника дороги лимит продовольствия для питательных пунктов с Череповецкой базы Ленфронта.
9. Дорогу разбить на 4 дорожно-эксплуатационных участка в границах:
первый участок (Ефимовский район) — Заборье, Лахта;
второй участок (Капшинский район) — Лахта исключительно, Еремина Гора включительно;
третий участок (Пашский район) — Еремина Гора исключительно, Шаньгово включительно;
четвертый участок (Волховскикй район) — Шаньгово исключительно, Кобона включительно.
10. Обязать председателей райисполкомов Ефимовского, Капшинского, Пашского и Волховского в пределах границ, через начальника дороги, поддерживать дорогу в проезжем состоянии.
11. Для поддержания дороги в проезжем состоянии обязать комиссию обкома ВКП(б) (т. Воротов) привлекать местное население в порядке трудгужповинности по требованию и заявкам начальника дороги генерал-майора т. Шилова.
14. Установить временное местопребывание управления дороги — Новая Ладога.

Командующий войсками Ленинградского фронта генерал-лейтенант ХОЗИН
Члены Военного совета фронта
Секретарь ЦК ВКП(б) ЖДАНОВ
Дивизионный комиссар КУЗНЕЦОВ
24 ноября 1941 г."
Адский труд стоит за сухими строчками постановления. Дорога не была единой трассой, она шла несколькими ветками, чтобы не было встречного движения.
1. Ст. Заборье (или Подборовье) — Великий Двор (20км. или 23 км.) — Лахта — Шугозеро (100 км.);
2. Новинка (45) — Карпино — Новая Ладога (110 км.);
3. Новинка — Усадище — Сясьские Рядки — Новая Ладога (97 км.);
4. Новинка — Кивуя — Златынь — Новая Ладога (88 км.).
Трудно поверить, что без всякой механизации, вручную, в морозы и метели ноября-декабря 1941 года за две недели (а точнее, за 10 дней) была построена эта лежнёвая автомобильная дорога. Героизм солдат, стариков, женщин, детей спас город от гибели. Меньше месяца функционировала эта трасса (с 6 по 30 декабря), но это были самые тяжёлые дни блокады Ленинграда.
Сооружение и эксплуатация дороги требовали преодоления огромных трудностей, так как трасса проходила по глухой, пересеченной лесисто-болотистой местности. "По чащам да болотам шел этот путь..., — писал бывший член Военных советов Ленинградского и Волховского фронтов Т. Ф. Штыков. — Болота под снежным покровом не промерзали. Пришлось расчищать снег, вручную пробивать тонкий ледяной покров, чтобы наращивать толстый слой льда, по которому могли бы пройти автомашины".
Еще более яркое представление о дорогах в районе прохождения трассы дают материалы рекогносцировочных обследований и характеристики дороги между деревнями Холм и Усадище протяженностью 20 км, которые Гушоссдор направил 7 декабря 1941 г. начальнику автодорожного отдела Ленинградского фронта. "Дорога шириной 2,5 м, — говорилось в этом документе, — в основном проходит мелким лесом, мостов не имеется, имеет много ухабов и выбоин, пересекает на середине перегона болото протяжением 1,5 км, имеется семь крутых подъемов с уклонами 12-15° общим протяжением 200 погонных метров". Для устройства этого участка дороги длиной 20 км требовалось вырубить лес на протяжении 14 км, раскорчевать пни на протяжении 16 км, построить три моста, произвести земляные работы в объёме до 2000 куб. м и другие работы. Военная автомобильная дорога, протяженностью 300 километров, была проложена по болотам неимоверными усилиями населения и воинов". По воспоминаниям, "колхозники врезались в болотистый грунт, дремучий лес, убирали кустарник, валуны".
На строительство трассы Ленинградский фронт направил три отдельных дорожно-эксплуатационных полка и несколько дорожно-мостовых батальонов и рот... Женщины, подростки, старики — всё мало-мальски трудоспособное гражданское население вышло помогать дорожникам...  "По всей почти трехсоткилометровой трассе стучали кирки, ломы, врезались в болотный грунт лопаты. Кругом лес, кочкарник, валуны. Две недели днем и ночью шло сражение за дорогу. 6 декабря по ней двинулись первые автомашины с грузом... 9 декабря войска под командованием генерала армии К.А. Мерецкова отбросили фашистов за реку Волхов и освободили Тихвин... Отпала необходимость в грунтовой дороге. Вскоре солдаты-дорожники перешли на прежнюю автодорогу... ". (Из мемуаров З.И.Кондратьева "Дороги войны". Автор книги в годы войны возглавлял Главное управление автотранспортной и дорожной службы.)
Рабочих машин не хватало. Строительные материалы носили вручную. Только брёвен около 35 тысяч  перетаскали. На  строительстве вместе с инженерно-строительными частями трудились мобилизованные колхозники Волховского, Пашского, Киришского, Оятского районов. Работа осложнялась сильными морозами и снежными заносами. Были сооружены два больших моста через Волхов и Сясь. "6 декабря завершилось строительство автомобильной дороги, которая огромным полукружием обогнула занятый врагом Тихвин. Она шла от станции Заборье Северной железной дороги до Леднева, что в 6 километрах от Кобоны. Эта трасса оказалась куда более тяжелой, нежели дорога через Ладожское озеро. Машинам приходилось преодолевать крутые подъемы и спуски, снежные заносы. Пролегла она в основном по необжитым местам. К счастью, необходимость в этой сложной трассе вскоре отпала", — писал А.В. Буров в книге "Блокада день за днём".
Бревно к бревну — сотни, тысячи бревен составили один многокилометровый мост. Настил "дышал" под колесами машин: даже в самые сильные морозы не промерзало болото. Первыми прошли здесь воинские подразделения, форсированным маршем переброшенные для контрнаступления из Тихвина. В д.Каськово четыре дня размещался штаб армии генерала Мерецкова.
Новую автомобильную дорогу, длина которой составляла около 300 км, обслуживали 21-й и 22-й дорожно-эксплуатационные полки (ДЭП) и четыре автобата. 21-й ДЭП обслуживал участок от ст. Заборье до Ереминой Горы, 22-й ДЭП — от Ереминой Горы до Кобоны. Работа автотранспорта была организована отдельными эшелонами по 10-15 автомашин. Первая колонна в составе 20 машин 389-го автобатальона под командованием военного комиссара батальона Н.М. Коливердова проделала этот путь за две недели. За один рейс автомашины должны были пройти по плохим дорогам почти 620 км. Поэтому они находились в пути по 10-20 суток.
Перевозки обеспечивали три автомобильных и три гужевых батальона. На заболоченных местах и на берегах рек поставили дежурные тягачи. Но уже на четвертый или пятый день стало ясно, что такая дорога прокормить Ленинград не могла: машины засели в грязи по всей трассе. Многие автомашины выходили из строя. Только на участке от Ереминой Горы до Новой Ладоги застряло триста пятьдесят машин с грузом.

 Где тягачей не было, солдаты вытаскивают машины на себе. За сутки автомобили проходили тридцать пять — сорок километров... По этой трассе в сутки доставляли всего 500 тонн грузов. Но эта Дорога жизни, о которой немного известно, поддержала Ленинград в самые страшные блокадные дни 1941-го года. Трасса действовала до освобождения Тихвина, и она является памятником великого подвига людей.
По словам Виктора Николаева, уже после того как дорога перестала функционировать, ее разделили на участки и закрепили каждый за местными жителями. Регулярно по дороге проезжали сотрудники НКВД. И если у кого-то с закрепленного участка пропадали, к примеру, бревна или он просто оказывался в ненадлежащем состоянии, вся семья "смотрителей" объявлялась "врагами народа".
Поэт Александр Гитович посвятил строителям дороги стихотворение:
Он шел по болоту, не глядя назад,
Он бога не звал на подмогу
Он просто работал, как русский солдат,
И выстроил эту дорогу.
На запад взгляни и на север взгляни -
Болото, болото, болото.
Кто ночи и дни выкорчевывал пни,
Тот знает, что значит работа.
Пойми, чтобы помнить всегда и везде:
Как надо поверить в победу,
Чтоб месяц работать по пояс в воде,
Не жалуясь даже соседу!
Все вытерпи ради родимой земли,
Все сделай, чтоб вовремя, ровно,
Одно к одному по болоту легли
Настила тяжелые бревна.
...На западе розовый тлеет закат,
Поет одинокая птица.
Стоит у дороги и смотрит солдат
На запад, где солнце садится.
Он курит и смотрит далёко вперед,
Задумавший точно и строго,
Что только на запад бойцов поведет
Его фронтовая дорога.
А мост в посёлке Иссад, построенный зимой 1941 года,  "трудился" до лета 1954.
По  инициативе  жителей деревни Подборовье в 1968 году состоялось открытие памятника, посвященного всем тем автомобилистам и автомобилям, которые переправляли в обе стороны жизненно необходимые грузы. Памятник автомашине "ЗИС-5" входит в состав "Зеленого пояса Славы Ленинграда". Перед грузовиком установлена доска, на которой показана схема участка Дороги жизни, также имеется надпись "Здесь начиналась Дорога жизни. Ноябрь-декабрь 1941 года". Возле переднего левого колеса грузовика на высоком постаменте нарисована краской гвардейская лента. До настоящего времени эта Дорога жизни, о которой до нас дошло столь мало информации, еще "жива" в сознании местных жителей. Именно по ней на легендарных грузовиках "ЗИС-5" в сутки проходило до пятисот тонн груза, что не давало погибнуть ленинградцам в наиболее страшные дни блокады 1941 года.
О помощи и чудесах иконы Казанской Заступницы в годы войны написано много. О Невской Скоропослушнице — Блокадной Заступнице меньше. Однако достаточно вспомнить, что именно в день Скоропослушницы — 22 ноября 1941 года — в блокадный город отправились первые машины с продуктами, и таким образом была открыта знаменитая Дорога жизни. Матерь Божия своим образом "Скоропослушницы" хранила эту дорогу, единственную ниточку, связывавшую город с тылом. В память об этом заступничестве Божией Матери блокадному городу 22 ноября 1997 года в поселке Заборье, откуда отправлялись машины-полуторки на Кобону и дальше следовали по Дороге жизни в блокадный город, был заложен храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница". В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая литургия.


Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.