Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

13.02.2014 13:50 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 05 от 14.02.2014 г.

Могли в любой момент встать на защиту Родины

Автор: Т.Петрова
Мы много знаем и рассказываем о войне Великой Отечественной… Но в наше, казалось бы, мирное время были и другие войны, которые оставили свой след — незабываемый, а порой и очень жестокий — в судьбах наших соотечественников. Четверть века назад наши войска покинули Афганистан. Сколько советских солдат сложили там головы, сколько судеб сломала та война и сколько стали героями ее? Военные честно выполнили свой долг.

В Афгане воевали и наши земляки. Александр Станиславович Юсов — участник боевых действий в 1983-84 годах. Закончив Кировоградское летно-штурманское училище, работал в Якутском объединенном авиаотряде. Афганистан в  то время был местом горячих боевых действий, а летного состава не хватало. Помните, так было: партия сказала "Надо!", комсомол ответил "Есть". Это было действительно так: на самые ответственные дела отправляли комсомольцев и коммунистов. А военные, присягнувшие на верность Отечеству, были первыми среди первых. Так Александр Юсов, тогда 23-летний офицер, пройдя переподготовку на аэродроме в Амурской области, получил путевку на войну. Кандагар — самая южная и одна из самых горячих точек Афганистана. Здесь с июня 1983 и до конца августа 1984 года выполнял свой воинский долг Александр Юсов, штурман военно-транспортного вертолета МИ-6. Экипаж 6 человек: командир, пилот, штурман, бортмеханик, борттехник, бортрадист. В обязанности штурмана входило грамотно проложить  трассу в заданное место. Люди, далекие от афганской обстановки, имеющие о ней представление только, пожалуй, по фильмам, плохо представляют полеты в горной местности, в военных условиях, да и климатические, и метеоусловия условия далеко не всегда были благоприятны. Штурман — это глаза и уши командира. Проложить трассу, учитывая показания приборов, визуальную обстановку, местонахождение противника и собственную интуицию — для этого надо обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками, мужеством и выдержкой, чтобы выполнить задание, остаться живым и невредимым самому и обеспечить безопасность боевым товарищам.
МИ-6 — надежный вертолет, военный труженик, перевозивший грузы весом до 10 тонн, боеприпасы, десанты, топливо во всевозможные точки, перевозили раненых и погибших во время боевых действий. За год службы Александром совершено более 280 боевых вылетов.
Вспоминать непросто, но и забыть невозможно. Жили и воевали одной командой: русские, украинцы, узбеки, азербайджанцы, чеченцы…  Да и сейчас между собой поддерживают связь. Воинская дружба, скрепленная  кровью и надежным плечом товарища, — это на всю оставшуюся жизнь. Разве забыть, как выполняли задание по доставке топлива для двух боевых вертолетов МИ-8 на горный аэродром, находящийся на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря. Обстановку осложнял сильный туман, видимости практически никакой, но все-таки площадку нашли и приземлились. Топливо доставили и даже часть своего отдали. Оставшегося, по расчетам, должно было хватить, чтобы долететь обратно. Но обратный путь оказался еще более сложным: сами попали под обстрел. "Духи" обстреливали нещадно: повредили бак с горючим, и  топливо стало вытекать. К тому же наступала ночь, резко ухудшились метеоусловия. Из-за низкой температуры и большой влажности произошло сильное обледенение машины, которое привело к вибрации вертолета и, как следствие, перерасходу топлива. Как вертолет не взорвался и как дотянули до своего аэродрома, непонятно, Александр считает это чудом, какие-то высшие силы помогли. Вернее же всего — грамотные и мужественные действия экипажа. Командиром экипажа был тоже наш земляк Виктор Туваков. Александр все время службы в Афганистане летал под его командованием и отзывается о нем как о грамотном командире и настоящем товарище. К, сожалению, Виктора уже нет в живых. Это задание выполняли с командиром эскадрильи, который видел действия экипажа. И Александр Юсов за грамотные действия и самоотверженность был награжден медалью "За отвагу". Потом были и другие награды, среди которых  очень значимый знак "Воин-интернационалист".
Каждый день — потери и победы. Настанет час, и потомки по достоинству оценят этот исторический момент. А пока разве забыть, как на глазах, самоотверженно сражаясь, погибает экипаж БТР, погибают экипажи боевых вертолетов МИ-8… Разве забыть, что только за один год из 320 человек летного состава полка погибло 34. И это только летный состав…
На войне, как на войне, — готовы ко всему, но только не попасть в плен к "духам". Над пленными издевались страшно, особенно над летчиками.
Осталось в памяти и общение с местными жителями, в основном это были военные или те, кто учился в нашей стране, афганские коммунисты и комсомольцы и их семьи, церанда (церанда — так называется афганская милиция). Это были люди, близкие по духу.  Большую помощь Афганистану оказывали военные строители. Некоторые горные районы снегом заметало так, что по полгода к ним не пробиться. Тоже помогали: доставляли продовольствие в эти районы. Не могут и не должны афганцы забыть это…
После Афганистана Александр Юсов продолжил службу в Венгрии, выполнял сложнейшие задания, в том числе ночные перевозки крылатых ракет с ядерными боеголовками. Для такой работы надо иметь специальный допуск. Кстати, полк был хорошо подготовлен для выполнения любых специальных заданий: сложные и ответственные дела не доверяют людям случайным, а только тем, на кого можно положиться. Александр Юсов — один из таких, воин-интернационалист, штурман-инструктор 1 класса.
"Это здорово, что наше поколение могло в любой момент встать на защиту Родины. Мы воспитаны на любви к Родине, на патриотизме. Высоко ценилась и дорогого стоила офицерская честь.
Хотелось бы, чтоб и нынешняя молодежь воспитывалась на хороших примерах, каких всегда было немало", — считает наш земляк Александр Станиславович Юсов.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

212