Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

04.12.2014 12:47 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 047 от 04.12.2014 г.

Восемь тетрадей мужества…

Ю. Береснев

К  80-летию  Юрия  Берсенева

… В земной жизни он был известен друзьям и коллегам как замечательный театральный режиссер, заслуженный работник культуры РСФСР, создавший в провинциальном Волхове лучший в Советском Союзе народный театр. Выпускник-отличник легендарного Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина при государственном Академическом  театре им. Е. Вахтангова, он на равных дружил, общался, а бывало, и спорил с В. Лановым и В. Высоцким, В. Ливановым и В. Смеховым. Ибо был с будущими знаменитостями личностью, как минимум, одного масштаба. Не зря много лет спустя взращенной его волей и талантом труппе актеров- любителей рукоплескали Москва и Ленинград, Варшава и Таллинн, Стокгольм и Хельсинки… Он, Юрий Михайлович Берсенев, сын фронтовика, павшего при обороне родной Одессы, прожил отпущенные ему судьбой 69 лет на пределе сил, на грани возможного, ни разу не поступившись совестью и принципами.
В страшные 90-е, когда прозападные "реформаторы" ломали "чрез колено" тысячелетнюю Отчизну, когда подлость и невежество пришло во власть, Берсенев возвысил голос в защиту обездоленного народа. Он не стал выслуживаться перед "желтым дъяволом", как многие "мастера культуры", а "выстрелил" в преступный режим железными стихами, исполненными горечи и презрения. Так свершилось чудо рождения большого поэта-гражданина. Будучи тяжело больным, не имея возможности публиковаться, Берсенев расклеивал свои обличительные стихи-листовки где только мог. Он верил: люди прочтут, поймут, обретут веру для дальнейшей борьбы. И, покидая этот мир, Юрий Михайлович имел полное право сказать о себе:
…Я сделал все, на что хватало силы…
Я помогал России так, как мог…
(Сб. "Напоминание", с..71).
Поражает мощь и энергия берсеневского творческого заряда: за 13 последних лет жизни (1991-2004) он создал более тысячи стихотворений, оформленных им в тематические тетради. "Очнись, Россия!" (на злобу дня эпохи девяностых), "…Моя пожизненная боль…", "Эпоха вырождения", "Политес", "Звери и люди"…- уже сами их названия говорят о последовательной, гуманистической сути поэзии Ю. Берсенева. И, хвала Создателю, чеканные стихи большого Мастера пришли-таки к благодарному читателю. Уже не в виде листовок, а в формате превосходных сборников! "За такой титанический подвиг, — справедливо считает заслуженная артистка России, актриса театра им. Е.Вахтангова, однокурсница и друг Ю.Бесенева Агнесса Петерсон, — мы должны низко поклониться вдове поэта, Алле Семеновне Берсеневой. Она неистово боролась со всеми трудностями и, не имея финансовой поддержки, все-таки героически выполнила свою святую цель — издала поэтическое богатство горячо любимого мужа…"
…Легче всего трактовать творчество Юрия Берсенева лишь как художественно оформленный гневный приговор эпохе. Это только часть правды. Да, поэт не оставляет своим вниманием ни одно знаковое событие 90-х, будь то Чечня, расстрел Дома Советов или вывод наших войск из Германии. Да, он дает четкую политическую оценку происходящему. Делает это хлестко, без полутонов и компромиссов. Интеллигенту Берсеневу не до чистого искусства в годину тяжких для Родины испытаний. Ну, разве не актуальны и сегодня строки его стиха-листовки:
…Спаситель, смилуйся над нами…
Когда мы Твой услышим клич?!
Мою Россию, как цепями,
Сковал проклятый паралич…
Народ, по прошлому вздыхая,
Застыл, недвижим, как упор…
Грядет беда, беда лихая,
А мы как овцы до сих пор…
(Сб. "Очнись, Россия!", с. 101)
Увы, нынешние прозападные "либералы", слегка притихшие на фоне славной крымской весны-2014 и возрождения патриотизма, по сути, не изменили антироссийских позиций своих предшественников из 90-х. Макаревичи, сванидзе и прочие "интеллектуалы" остались те же самые и поют старые песни о "преступлениях" Ленина и Сталина.
Бессребреник, в военном детстве и на склоне лет сполна познавший нужду и голод, Берсенев, в отличие от так называемой "богемы", не шел в услужение нуворишам, не продавал душу за "баксы", не обливал грязью советское прошлое:
Вы, как никто, устойчивы и живы!
Вас обожает самый высший свет!
И всё за то, что ваш главреж плешивый
Бесстыдно сжёг когда-то партбилет…
Вы верите в свою великость — свято!
Вы все графья, бароны и княжны!
Но это ведь политика, ребята…
Кому б иначе были вы нужны?..
(Сб. "Диалог с Мансуровой",с.61).
Тема нравственного и духовного падения творческой интеллигенции в период страданий и бед народных еще сильнее и отчетливее звучит в программном, если хотите, его стихотворении "Еще раз об элите". Юрий Берсенев с поистине щедринским сарказмом говорит о всевозможных "поп", "топ" и "жоп"-звездах, беснующихся с утра до ночи на экранах.
Естественно, твёрдая гражданская позиция Мастера не могла быть по нутру идейным противникам. Тем, для кого понятие совесть и патриотизм — то же самое, что красная тряпка для быка…
Им, цинично упрекающим поэта в "однодневности" его политической сатиры, Берсенев ответил по-берсеневски:
…Я однодневен и палю стихом,
Как доброволец яростный из пушки!
И я ещё со многими знаком…
Их величают — Лермонтов и Пушкин.
И Блок, и Маяковский до меня
Искали однодневных озарений…
Иль, может быть, они на злобу дня
Не создали истинных творений?!
(Сб.  "Напоминание", с.32).
…Незадолго до 80-летия поэта на мобильный телефон Аллы Семеновны Берсеневой поступил звонок от народного артиста СССР Василия Семеновича Ланового. Студенческий товарищ выразил свое мнение о берсеневских сборниках: "…Прочитал их и вот не выдержал, звоню Вам, чтобы выразить свой восторг и потрясение от этой невероятно мощной, прекрасной поэзии! И, главное, какая правда во всех его гражданских стихах! Он чувствовал всё, как и я, в эти страшные "перестроечные годы"! А лирика! Какая тонкая, изящная у него лирика! А Пушкин! Какой он у Юрия неожиданный и такой пронзительно близкий! Как же нужно любить Поэта, чтобы посвятить ему такие строки:
…Моя любовь к нему тиха…
Не возношу поэта всуе,  
А пью живительные струи
 Его бездонного стиха.
Какое упоение, какой восторг! Я потрясен!...Юрины стихи должны звучать громко и повсеместно, всем поколениям! А особенно студентам-щукинцам, чтобы знали своих героев! Рассчитываю включать его стихи в свои чтецкие программы!"
Не менее тепло и искренне откликнулась на юбилей Мастера еще одна соученица Берсенева, народная артистка СССР, мудрая и блистательная Людмила Алексеевна Чурсина: "Не так много в моей биографии, в моих встречах по жизни людей, которым бы я могла поклониться до земли, искренне, с благодарностью и сказать "Спасибо!". Юрий Берсенев — один из этих немногих людей. Спасибо, что Юра был на этой Земле. Он был большим, талантливым, удивительным Человеком. Спасибо ему. И спасибо братству берсеневцев за то, что несете в нашу жизнь это высокое, душевное, духовное и человеческое, что составляет суть творчества поэта Юрия Берсенева".
…Десять лет назад Мастера не стало. Но он ушел, чтобы вернуться в стихах. В делах поклонников его огромного поэтического дара. Эти люди именуют себя просто — берсеневцы. Их уже — тысячи. И с каждым новоизданным сборником поэта таких, любящих Россию и верящих в ее неизбежное возрождение, становится всё больше. Да, в стране еще полно продажных политиков и чиновников, еще грабят народ упыри-олигархи, но уже видны первые ростки патриотического Ренессанса. Уже реют знамена славы над вернувшимся на Родину Севастополем. Уже бьют бандеровскую нечисть на восставшем Донбассе. И не сомневайтесь, Юрий Михайлович, придет праздник и на Вашу малую родину, в милую Вашему сердцу Одессу, которой Вы посвятили в свое время восхитительные строки:
…Поверьте, я далек от эпатажа
И не играю в звонкие слова:
Одесса — это солнечная чаша,
В которой бирюза и синева!
(Сб. "Трели одессита,
или "Что-то особенного", с. 28)
Предстанут перед судом Истории подонки, устроившие бойню в Одесском Доме профсоюзов. Главное, не падать духом и не терять веры в справедливость, жить по-берсеневски. Ведь как Вы правильно сказали в уже далеком 1997 году в назидание растерявшимся, жаждущим лишь покоя:
И мне вовеки не забыться,
Забвенья нет, покоя нет…
Нет упоенья и в былом…
И там — не благостно, не сладко…
Идет неистовая схватка -
Извечный бой добра со злом…
(Сб. "Напоминание", с.138)
И в этой схватке, добавлю, нельзя быть посторонним, равнодушным. Ибо, как сказал Юрий Берсенев,
Равнодушие людское -
Это выродок покоя…
Это горе человечье,
Пострашнее, чем увечье…
(Сб. "Моя пожизненная боль…", с. 42).


А.Данилов,
член Санкт-Петербургского Союза журналистов.
Газета "Новый Петербург" №38
 от 18. 09. 2014

P.S.Почитатели таланта замечательного режиссера и поэта Ю.М. Береснева в декабре проведут встречу, посвященную его памяти. Телефон для справок: 8-906-242-46-18.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.