Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

20.11.2014 10:39 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 045 от 21.11.2014 г.

"Год призыва - сороковой"

Автор: Р. Столярова

Александр Андреевич Шевчук

Приближается светлая дата для ленинградцев-петербуржцев — 71-я годовщина полного освобождения Ленинграда от блокады. Об одном из тех, кто защищал Родину, воюя на Ладоге, наш рассказ.

Приближается светлая дата для ленинградцев-петербуржцев — 71-я годовщина полного освобождения Ленинграда от блокады.
Для ветеранов-ленинградцев это свой День Победы — и радость, и слезы, и память. Как хорошо, что наших детей и внуков не коснулось лихолетье, выпавшее на долю дедов и прадедов. Для молодого поколения семьдесят лет — огромный период, который они воспринимают так, как мы в своё время воспринимали события Отечественной войны 1812 года. Мы гордились своими предками, освободившими нашу страну от врага. Теперь молодому поколению пришло время гордиться своими прадедами, дедушками и бабушками, которые отстояли в грозные годы честь и независимость Родины.
Среди защитников нашего города были краснофлотцы и военачальники Ладожской военной флотилии: Виктор Сергеевич Чероков — командующий флотилией, Зиновий Григорьевич Русаков, Александр Андреевич Шевчук и много других замечательных людей.   
Об одном из тех, кто защищал Родину, воюя на Ладоге, наш рассказ. "Пока вы помните — мы живы", — с такими словами обращался писатель, поэт, защитник Ленинграда А.А.Шевчук к ученикам подшефных школ, с которыми дружил более 45 лет. Судьба отмерила этому светлому человеку большую жизненную дорогу  -  90 лет и четыре месяца. Всей своей жизнью и творчеством он показал, как надо любить и хранить то, что дала тебе судьба.  
Родился Александр Андреевич Шевчук 20 августа 1921 года на Полесье, под Житомиром. В 1933 году с родными, пережившими страшный голодомор, вынужден был уехать с Украины. "Святой щедростью души скобарей-псковичей (так напишет в автобиографии)  Псковщина приняла семью, поселились мы в доме Анны Герасимовны Петровой — Тётьнюши, будущей героини повести А.А.Шевчука "Вид с Касьяновой горы". В повести напишет: "На Полесском хуторе Торчин я появился на свет, на псковских землях, щелкая пастушеским крутом, вырос". С любовью обращался он позднее к тем  местам:
Псковщина — красавица неброская -
Всех красивей, мне родней и ближе.
Деревеньку малую Петровское
Я за тыщу километров вижу…
После новоржевской земли — работа в бывшей вотчине графа Строганова под Дедовичами, в совхозе "Красные Горки" ("Я — рабочий уже! Я член профсоюза, член струнного кружка: играю на альтовой домре; я в подростковой пожарной команде…". Страна, только недавно залечившая раны братоубийственной гражданской войны, заботилась о своем подрастающем поколении, старалась, чтобы подростки были заняты полезными, добрыми делами». Было трудно, но молодость Александра Андреевича совпадала с молодостью Страны   Советов. "Молодая жизнерадостная страна!" — так утверждает он в повести.                                                                                                                                                           
Возвратившись на Украину в 1937 году, Шевчук участвует в строительстве электростанции в гор.Коростень, работает в локомотивном депо. Когда началась служба на Балтике, его "домом" стал сторожевой корабль "Вирсайтис" (в переводе с латышского "Вождь"), включенный после войны в плеяду героических кораблей Советского Союза. Службу в Военно-Морском флоте Александр Андреевич считал самой большой удачей своей жизни: "Балтика! Гордость моя!" О войне говорил скупо: "22 июня 1941 года… Морская граница. Бои. Моонзунд, Таллин, Нева, Ханко, Ладога… Третье декабря 1941-го — полчаса в ледяном "кипятке" Финского залива. Не утонул! 1 сентября 1942-го на Ладоге находился в разведке, две пули "поцеловали в темечко". После ранения, как он рассказывал, "из меня полезли стихи". И скоро — сначала в шутку, а потом всерьез — боевые друзья стали называть Александра Андреевича поэтом Ладожской флотилии, а его куратором стал известный литератор Анатолий Кузьмич Тарасенков, который летом 1944 года написал об А.А.Шевчуке большую статью "Парень с Ладоги". Ветераны флотилии хорошо помнили лихого "братишку" — сигнальщика с морского охотника МО-201. Их,  к сожалению, сейчас остались единицы — хватит пальцев на одной руке. В 70-х годах Александр Андреевич объединил более 160 ветеранов-катерников, а в 2000 году их собралось только 6 человек.
После войны — снова стройка, культработа на Полесье, в Карпатах, должность помощника капитана в Днепровском пароходстве, учеба в Литературной студии при Центральном комитете комсомола Украины. Одним из любимых преподавателей в студии был, как его называли литераторы-современники, "советский Тютчев" — Николай Николаевич Ушаков. С его рекомендацией он и отправился, когда "…на север, на север позвала душа, где прошла главная пора жизни — флот и война — в Ленинград!".
Первая книжка стихов А.А.Шевчука "Море шумит" вышла в Киеве в 1956 году, потом было много публикаций в журналах "Радуга", "Аврора", в различных газетах. В 90-х годах вышло в свет несколько сборников стихов и прозы. С 1997 года Александр Андреевич стал членом Союза писателей России, в 2001-м ему присудили  премию имени В.С.Пикуля с вручением золотой медали. Еще через три года   он был включен в энциклопедию "Лучшие люди России". Книга "Умирать не имею права" выдержала три издания, последнее вышло в 2010 году. Один  из литераторов назвал книгу историей судьбы и Отечества. Высоко оценил творчество А.А.Шевчука поэт М.А.Дудин. В предисловии к повести "Вид с Касьяновой горы" он написал: "Я знаю Александра Шевчука по обороне Гангута, по солдатскому братству, не знавшему, что такое отступление. И я воспринимаю эту повесть как долг исполненной справедливости". Вот об этом братстве, о своем поколении А.Шевчук с гордостью подвел итог:
Всё — на "товсь!". Оружие,  нервы…
В сорок первом вступили в бой.
Год рождения — двадцать первый.
Год призыва — сороковой.
Нас осталось…  Сосчитай-ка, грамотный!
Единицы нас.  Мы нынче — мамонты.                          
Новые пришли планетожители.
Просим, панихиды не служите!  
Но для воспитанья пополнения…
Вы в беседе так о нас скажите:
«Правильное было поколение!»
А лично о себе он непременно бы сказал: "В душе я — вечный краснофлотец. Таковым был и остаюсь".

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.