16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

Главная / Статьи / Они слышат мир, но слышат его по-своему
27.09.2018 10:40
  • 44
  • 4

Они слышат мир, но слышат его по-своему

Международный день глухих отмечается в последнее воскресенье сентября. Этот день очень важен не только для тех, у кого есть проблемы со слухом, но и для всех неравнодушных к проблеме глухоты людям и организациям. Одной из таких организаций в Ленинградской области является Сясьстройская школа-интернат. О том, как живут и учатся дети, пользующиеся не только обычной устной речью, но и языком жестов, мы поговорили с её директором Тамарой Алексеевной Малаховой. Весь её трудовой путь, в этом году ровно 45 лет, от молодого специалиста до директора связан с этой школой, а значит, она многим может поделиться.

- Тамара Алексеевна, расскажите немного об истории школы.

- Если говорить об истоках, то изначально школа была создана ещё в 1932 году на средства Всероссийского общества глухих и существовала вне системы образования до 14 октября 1934 года. Этот день и считается днем рождения школы. В 1973 году школа переехала в Сясьстрой (до этого она находилась в Новой Ладоге) и получила новое название, её переименовали из Новоладожской школы для глухих детей в Сясьстройскую специальную (коррекционную) образовательную школу-интернат первого вида (для глухих детей). Учебный корпус располагался там, где сейчас спортивная школа. Здание спального корпуса существует с самого основания школы в Сясьстрое. После реорганизации общеобразовательных школ в 1983 году для учебного корпуса мы заняли здание, где находилась школа №1. Здесь мы располагаемся по сей день. В следующем году (2019-м) школе исполнится 85 лет. Это одно из старейших коррекционных учреждений образования Ленинградской области, которые занимаются воспитанием и обучением детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Какова численность учащихся в школе с начала существования учебного заведения до сегодняшнего дня?

- От года к году численность детей разнится. К примеру, в довоенное время в школе обучалось от 200 до 250 детей. На данный момент — 138 детей, из них только 79 с нарушениями слуха, остальные — слышащие с различными нарушениями и задержкой психического развития.

- Как изменилась школа за время своего существования?

- На сегодняшний день учреждение, конечно, стало совсем другим. Даже название новое — «Сясьстройская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы». С 2005 года пошёл процесс интеграции, и так сложилось, что именно с того времени я стала директором. Контингент школы-интерната очень сложный, требующий особых подходов с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка. С 2010 года помимо глухих у нас учатся и слышащие дети с различными нарушениями развития, а также дети с кохлеарными имплантами, которые, по сути, должны проходить обучение в обычных школах, но… Дело в том, что не всегда получается вовремя сделать операцию по вживлению имплантов, поэтому ребенку не удается получить хорошую дошкольную подготовку и, соответственно, возникает задержка в развитии. По сути, дети с кохлеарными имплантами при поступлении в наше учебное заведение попадают в среду, которая им показана, — в среду слышащих. Мы создаём для них необходимое образовательное пространство, условия, а также проводим большую коррекционную работу. Большинство таких ребятишек очень одаренные, участвуют во всех праздничных мероприятиях, и нам нравится с ними работать.

Самой трудной категорией при организации коррекционной помощи по формированию речевых и слуховых умений являются дети, прошедшие имплантирование в возрасте старше 4-5 лет. Им нужна длительная педагогическая реабилитация по формированию новых слуховых умений.

Конечно, заниматься с детьми, которые попадают в школу-интернат после специального коррекционного детского сада, где проводят начальную речевую подготовку, намного легче. Приходят и неподготовленные дети, с которыми никто не занимался. Бывают и более тяжелые случаи, когда глухота сопровождается ментальными нарушениями. Таких детей тоже нужно обучать, социализировать, давая им возможность вписаться потом во взрослую жизнь.

- Какое образование получают выпускники вашей школы?

- Раньше документ об образовании не выдавался, дети лишь получали профессии сапожника, столяра. Лишь начиная с 1980 года, после участия в эксперименте института дефектологии, мы стали выдавать аттестаты о неполном общем образовании. Сегодня наши выпускники получают среднее общее образование. Мы были первыми в РФ, кто начал давать глухим детям среднее общее образование. И если раньше обучение по основной программе занимало 12 лет, то теперь сроки сократились, и наши дети получают документ об основном общем образование через 10 лет. Если же у ребят есть желание учиться дальше, то они получают среднее общее образование, проучившись ещё 2 года (в 11 и 12 классах). В этом году будет уже 14-й выпуск 12-классников.

- Тамара Алексеевна, а все обучающиеся проживают в школе-интернате?

- Нет. В интернате проживает около 70 человек. Часть детей с проблемами слуха живут дома, а в школу их каждый день возят родители.

- У всех ваших воспитанников есть родители?

- К сожалению, нет. На сегодняшний день 11 детей находятся под опекой. Вообще с 2005 года детей-сирот в школе-интернате было значительно больше. Постепенно дети выпускались. В настоящее время в школе осталось только четверо детей-сирот.

- Проживание в школе сирот круглогодичное?

- Да. Дети проживают у нас круглогодично, лишь летом ребятишки уезжают на две смены в оздоровительный лагерь на Чёрное море под Анапу. При этом шанс отдохнуть получают и преподаватели, сопровождающие группу (численность от 23 до 25 человек каждый год). Раньше ездили в Крым, сейчас в Краснодарский край. Такая возможность существует благодаря помощи очень хорошего спонсора. Называть его не буду, как ни просите.

- На сегодняшний день, поскольку школа является коррекционной, каких образовательных программ придерживаются педагоги?

- Есть основные, утвержденные адаптированные образовательные программы, их у нас несколько: программа по обучению глухих детей, для слабослышащих и программа для обучения детей с задержкой психического развития. Есть у нас и дети с сочетанной структурой дефекта. Для таких существует специальный утвержденный план. Как правило, такой класс состоит из 4-5 человек. На основе утвержденных адаптированных программ педагоги разрабатывают свои рабочие программы.

- В каждой школе помимо основного процесса обучения существует дополнительное образование.

- У нас очень хорошее дополнительное образование. Большинство руководителей — энтузиасты. Есть прекрасная танцевальная студия, коллектив которой принимает участие в различных конкурсах. С ребятами занимаются несколько педагогов-хореографов, которые являются ещё и руководителями танцевальных коллективов Сясьстройского ДК — это И.И. Хохлина, Э.Д. Стародубова, О.Н. Седунова и Е.А. Пох.

В прошлом году наш ученик Дмитрий Ванюшов съездил на Всероссийский конкурс детского художественного творчества «Варенье», который проходил в Казани, и привез заслуженный гран-при (руководитель учитель-дефектолог слухового кабинета И.А. Николаева). В этом году снова готовим несколько человек для участия в конкурсе.

Не могу не отметить, какой у нас замечательный педагог технического труда А.А. Матушкин. Его вклад в адаптацию и дальнейшую интеграцию детей в общество вне стен школы бесценен.

А сколько наших ребятишек увлекается футболом? Вы просто не представляете! И не просто увлекаются, а активно занимаются под руководством тренера В.В. Беляева. Наши дети участвуют в различных всероссийских соревнованиях. Например, три года назад наша команда выиграла конкурс по мини-футболу, который ежегодно проводит «Мегафон». Вообще в школе развиваются разные спортивные направления, с детьми занимаются Р.Н. Романов, О.Н. Седунова. Четвертый год подряд группа наших детей в составе сборной Ленинградской области ездит на Всероссийскую спартакиаду по легкой атлетике среди детей с ОВЗ и инвалидов, и небезрезультатно – в течение трёх последних лет привозит завоеванные кубки за 1-е места. (В кабинете директора кубки повсюду — ими заполнен целый стол и шкафы – прим. автора).

На самом деле наши детки талантливы. Не первый год они принимают активное участие в Международной конференции молодых исследователей в Самаре. Ребята готовят очень интересные социально-значимые проекты, за что получают достойные награды, в том числе занимают и первые места.

Какое-то время назад ученики нашей школы стали заниматься 3D-моделированием под руководством молодого педагога информатики П.М. Петрова. Он молодец и большая умница, по его инициативе в прошлом году были закуплены 3D-принтер, 3D-сканер и всё необходимое оборудование и материалы, что поспособствовало участию в олимпиаде по 3D-моделированию, которая проходила в два этапа. И уже на региональном этапе олимпиады, который проходил в Санкт-Петербурге, наши ребята заняли третье место. Я считаю, это хороший результат.

Прекрасный учитель ИЗО Е.В. Сараева прививает нашим воспитанникам чувство прекрасного. Дети под её руководством принимают участие в различных конкурсах и выставках по изобразительному искусству и занимают призовые места. 18 сентября наши дети ездили на конкурс «Старты надежд», который проводит комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. Заняли 5 место среди 25 команд области.

Вообще наши воспитанники принимают активное участие в жизни региона и нашей страны.

- Что самое главное, по вашему мнению, вы должны дать своим воспитанникам?

– Работа всего педагогического состава в первую очередь направлена на социальную реабилитацию детей. Мы должны подготовить и научить ребенка так, чтобы при окончании учебного заведения он мог свободно чувствовать себя в социуме, был спокоен и уверен в себе, много знал, чтобы легко справлялся с трудностями, встречающимися на жизненном пути. Если ребенка не адаптировать социально, то ему будет очень сложно в жизни. В этом плане хорошо помогают и уроки финансовой грамотности, проводимые в виде вебинаров, на которых с ребятами общаются представители банков и экономических вузов. После таких уроков дети с удовольствием планируют свой бюджет, и знаете, у них это очень хорошо получается.

- Какие определенные особенности существуют при работе с такими детьми?

- Если ребенок ничего не слышит, в результате он не может полноценно развиваться и общаться, поэтому первоочередная наша задача – используя всевозможные методы, помочь этому ребенку: научить его говорить и изучить звуки окружающего мира. Одним из приемов такой работы является использование дактильной речи. Также используем и жесто-мимическую речь, звуко-усиливающую аппаратуру, вибростолы, вибростульчики, что дает ребенку звуко-образы, которые он запоминает и в дальнейшем использует. Три часа в неделю для таких детей музыкально-ритмические занятия (танцы, песни, игра в оркестре на музыкальных инструментах). Они не всегда попадают в такт, но подобные занятия помогают развиваться: получать слуховые навыки, учиться различать музыку, танцевальные жанры – вальс, польку. Каждое утро занятия у детей с нарушениями слуха начинаются с фонетической зарядки, что в свою очередь помогает развивать навыки качественной речи. Ношение индивидуальных слуховых аппаратов обязательно.

- А есть у вас соратники?

- Мы очень плодотворно сотрудничаем с коррекционной школой из Мги: обмениваемся опытом и ездим друг другу в гости. Есть еще одна школа на территории Ленинградской области – это Юкковская школа, но она ориентируются только на слабослышащих детей. На базе наших двух школ планируется создание центра психолого-педагогического сопровождения детей с кохлеарными имплантами и их семей.

- Раз уж мы заговорили о Центрах. Вы взаимодействуете с «Мультицентром социальной и трудовой интеграции», который открыт во Всеволожске?

- Да. Мы активно сотрудничаем. Там обучаются наши выпускники как прошлых лет, так и нынешние. Им очень нравится. В Мультицентре созданы все необходимые условия для людей с ограниченными возможностями, там замечательное современное оборудование и проводятся очень интересные занятия и необходимое обучение. А самое важное, в Мильтицентре принимают всех независимо от того, какие нарушения у человека.

- Тамара Алексеевна, как обстоит дело с финансированием школы, хватает ли его?

- Школа полностью финансируется из областного бюджета. Обучение, дополнительные занятия и питание предоставляется нашим воспитанникам совершенно бесплатно. Для тех, кто живет в школе-интернате круглогодично, вообще предоставляется полное гособеспечение. Выделяемые средства также идут на содержание и ремонт зданий: их у нас три, и на заработную плату сотрудников. Пока не жалуемся.

- А что с кадрами? Дефицита нет?

- Как такового дефицита кадров нет. Мы решаем этот вопрос своими способами — берем людей без специального образования, отправляем их вначале на курсы, чтобы они смогли приступить к работе, и после сразу помогаем получить высшее педагогическое образование. На сегодняшний день у нас достаточно молодых специалистов — 7 человек, это только те, кто еще не отработал трех лет и не вышел из статуса молодого специалиста. Есть и маститые преподаватели. Вообще коллектив школы-интерната замечательный. Все делятся опытом. Молодые помогают педагогам старшего поколения осваивать современные технологии, интерактивное оборудование, а старшие делятся своим бесценным накопленным опытом. Ежегодно у нас проходят практику студенты из разных педагогических вузов, в том числе и из Павловского Межрегионального колледжа, где обучаются дети-инвалиды.

- Тамара Алексеевна, когда мы договаривались о встрече, Вы сказали, что время можно выбрать любое до 22 часов. Вы столько времени проводите на рабочем месте?

- Нет, нет, это не совсем так. Такой режим работы только у дежурного администратора. Конечно, когда есть необходимость, тогда задерживаюсь допоздна, как и весь наш педагогический состав, в котором очень ответственные люди. Когда дети находятся на круглосуточном режиме, мы отвечаем не только за досуг каждого из них, а в первую очередь за жизнь и безопасность детей.

- А по атмосфере, сложившейся в коллективе, можно сказать, что это ваша вторая семья?

- У нас у каждого, конечно, есть свои семьи. Но нам нравится общение, мы дружны и всячески поддерживаем друг друга. Можно сказать, что это наша вторая дружная рабочая семья.

- Тамара Алексеевна, Вы отслеживаете судьбы своих выпускников? Как складываются их жизни?

- Конечно, ведь, как говорится, душа болит за каждого. Мы не просто отслеживаем, мы активно общаемся в соцсетях, встречаемся. По таким праздникам, как Новый год и Последний звонок, в школе собирается невероятное количество народа. Вспомнить свои годы обучения, увидеть, как развивается школа, дать напутствие нынешним ученикам и выпускникам – это интересно многим. Одна из наших сотрудниц, выпускница нашей же школы Мария Серебрякова сейчас получает второе образование — проходит обучение на тьютора. Очень хорошо справляется несмотря на то, что по первому образованию она экономист. Еще один наш выпускник Александ Зорькин – специалист по адаптивной физкультуре, работает воспитателем. Вот еще один пример. У нас учился Димка Гурин, конечно, сейчас он уже не Димка, а Дмитрий. Юноша слышащий, но из малообеспеченной семьи. Чтобы чего-то достичь в жизни, очень много работал над собой. Он невероятно активный молодой человек, первый, кто открыл для нас Самарскую конференцию, привез «золото». После окончания школы и колледжа захотел учиться дальше и получить высшее образование, но тут пришлось писать письмо Президенту РФ. Дмитрий написал обращение к В.В. Путину с просьбой помочь ему с поступлением в вуз, так как финансово он не смог бы продолжать обучение. Парень очень хотел приносить пользу обществу. Сейчас его обучение в Северо-Западном институте управления (филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) на факультете государственного и муниципального управления подходит к завершению, а Дмитрий уже является заместителем председателя комитета по молодежной политике при губернаторе Ленинградской области.

- Это единичные примеры или успешных людей среди выпускников школы много?

- Нет, это далеко не единичные случаи. У нас большое число талантливых, целеустремленных детей, которые добились в жизни неплохих результатов. Например, одна наша выпускница, несмотря на свою глухоту, окончила университет им.Н.Э. Баумана и несколько лет работала инженером. Еще один выпускник нашей школы работает в организации, которая занимается разработкой новых ракетных установок. Тоже очень хороший инженер. Вы ведь понимаете, когда человек прикладывает усилия и старается, то у него всё получается. И таких примеров достаточно. Есть, конечно, исключения, но в большинстве своем наши выпускники становятся вполне успешными людьми.

- Мне кажется, в этом огромная заслуга всего педагогического коллектива.

- Согласна. Наши учителя действительно делают всё возможное и вкладывают частичку своей души в каждого ребенка, порой нисколько не считаясь со временем. Это заместители директора по учебной работе Н.И. Васильева и по воспитательной работе Е.Г. Романова, знающие нужды каждого ребёнка. Очень помогают детям адаптироваться к школе, решить психологические проблемы педагоги-психологи С.Р. Абольянина, А.В. Клементьева.

- Тамара Алексеевна, спасибо большое, что смогли уделить нам время и рассказать о жизни детей в Сясьстройской школе-интернате, где они учатся не только наукам, но и, как сказал Осип Мендельштам в одном из своих лирических стихотворений, «блаженным словам», умению жить в обществе.

P.S. В завершение беседы с Тамарой Алексеевной Малаховой мне пришлось стать невольным свидетелем одного телефонного разговора. Ей позвонил выпускник 2018 года. Было хорошо слышно, о чём, а главное, как, с какой теплотой в голосе оба говорят. Сразу стало понятно, что моя собеседница нисколько не лукавила, когда говорила, что за каждого ребенка болеет душой.

Автор: Беседовала Л. Кривошеева

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Вверх