16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

Главная / Статьи / Сясьстрой - Дорога жизни
03.05.2018 12:12
  • 22

Сясьстрой - Дорога жизни

Так назывался видеоролик, который был создан ребятами клуба "Юный краевед" в 2016 г. В течение года ребята знакомились с историей города и его окрестностями, с биографиями людей, прославивших нашу землю.

Роль Сясьстроя в годы Великой Отечественной войны мало изучена. В книге Ю.А.Сякова "Волхов в огне" написано: "…Если Волхов в годы войны называли младшим братом Ленинграда, то Сясьстрой для Волхова в самые тяжелые дни всегда был надежной опорой. В Сясьстрой были эвакуированы женщины и дети, здесь хранились продовольственные запасы Волхова".

В поселке развернулись прифронтовые госпитали на улицах Бумажников, Советская, Кольцевая, 1 Мая. Госпитали были и в Сясьских Рядках. Сегодня мы знаем, что всего их было 11. Самый первый эвакуационный госпиталь № 2754 сформирован 4 августа 1941 г. А через месяц он был переведен в Онегу, где оставался до конца войны. 670 дней принимал раненых ЭГ-1789, который располагался в комплексе зданий Дома культуры и РУ № 8. Каждый день сюда доставлялись десятки раненых бойцов. Около 100 женщин Сясьстроя ухаживали за ними, мыли, стирали, готовили еду. А 14-летняя Маша Гомазина пела и читала стихи. Всю войну она прошла с госпиталем № 1774 и встретила Победу в Польше. Она и еще около 200 сясьстройцев награждены медалью "За оборону Ленинграда".

В Сясьстрое был создан истребительный батальон, которым командовал Петр Иванович Зажигин. Бойцы помогали в создании баз для партизанских отрядов. Туда завозилось продовольствие, боеприпасы, рылись землянки.

В музее истории развития Сясьского ЦБК Ириной Васильевной Харитоновой собран большой материал о комсомольцах, которые стали разведчиками и помогали 54-й армии. Сколько их было, мы точно не знаем. Нам известны лишь эти имена: Клавдия Яковлева, Елизавета Крылова, Майя Смирнова, Мария Воробьева, Любовь Соловьева, Михаил Ружинский, Анна Миронова, братья Вильям и Анатолий Юдины.

1 марта 1942 г. Государственный Комитет Обороны своим постановлением "О подготовке к завозу грузов в г. Ленинград через Ладожское озеро в навигацию 1942 г." обязал Наркомат судостроительной промышленности построить 30 деревянных озерных барж упрощенной конструкции общей грузоподъемностью 10 тыс. тонн на территории Сясьского комбината. Первые десять из них должны были вступить в эксплуатацию 15 мая, следующие десять — к 1 июня, остальные — к 15 августа. Постановление предусматривало и ряд мер, обеспечивавших выполнение этого задания. В частности, Наркомату обороны предписывалось направить на Ладогу два батальона строителей, Наркомлесу и Главлесосбыту — поставить в Сясьстрой 8 тыс. кубометров судостроительного леса. Ленсовет и НКПС выделяли автомашины, Наркомторг организовал питание коллектива судостроителей по повышенным нормам. На стыке рек Валгомки и Сяси за один месяц возникли корпуса новой верфи. Это были подготовительный и сборочный участки. А на базе комбината были переоборудованы кузнечный цех и лесозавод. Сам комбинат эвакуировали в глубокий тыл. Первую баржу на Сясьской судоверфи спустили на воду 20 мая 1942 года. За годы военных навигаций со стапелей Сясьской верфи сошло более 90 барж. Кроме того, был освоен выпуск понтонов, сборных домиков и сухих доков.

За самоотверженный труд 139 сясьстройцев были удостоены знака "Участник Дороги жизни". На верфи работал и Андрей Павлович Подлесный — бывший электрик крейсера "Аврора", участник Цусимского боя 1905 года. Когда в бою с японцами у корабля был перебит электрокабель, он, несмотря на страшный пожар, устранил аварию, за что был удостоен Георгиевского креста. Врачом на верфи работала Зинаида Дмитриевна Еропкина — дочь декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина. А ее сын Борис Иванович Еропкин был главным конструктором по проектированию барж.

…После захвата немцами города Тихвина была проложена временная автомобильная дорога, которая прошла через леса и болота на Пашу, Сясьстрой в Новую Ладогу. И хотя действовала она совсем недолго, значение ее нельзя умалять.

Дорогу жизни через Ладожское озеро прикрывали соединения истребительной авиации ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Среди наиболее известных морских летчиков был наш земляк — командир эскадрильи, а затем командир 4-го гвардейского истребительного полка ВВС КБФ Василий Федорович Голубев. Он родился в деревне Каменка недалеко от Старой Ладоги, а учиться приехал в Сясьстрой. Работая на комбинате, возглавлял кружок Осоавиахима. В поселке тогда появилась парашютная вышка и планеры. Свой первый боевой вылет Василий Голубев совершил 22 июня 1941 года. Всего за время войны на его счету было 589 боевых вылетов, он сбил 39 вражеских самолётов лично и 12 в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Голубев Василий Фёдорович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 722). Когда земляки узнали о присвоении ему этого высокого звания, они начали сбор средств, чтобы купить самолет. Волховчане и жители района внесли в Государственный банк СССР 230 тысяч рублей "живыми" деньгами и 569 тысяч рублей облигациями. Этих денег хватило на постройку трех самолетов новой конструкции Ла-7, которые были переданы морским летчикам. Один из них стал боевой машиной Василия Федоровича. После войны В.Ф. Голубев написал две книги: "Крылья крепнут в бою" и "Второе дыхание", в которых подробно рассказал о своем боевом пути. Он часто приезжал в Сясьстрой, встречался со школьниками. Ему было присвоено звание "Почетный гражданин Сясьстроя".

Мы чтим сясьстройцев, отдавших свои жизнь за мир на земле. 27 мая 1993 года на месте верфи был открыт памятник судостроителям, а 5 мая 2015 г. состоялось открытие мемориального памятника "Землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны". На мемориальных плитах высечено 590 фамилий. Вечная им память и вечная слава!

Автор: Е. Халтурина

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Вверх