Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 13.04.2018 г.

Радист Соколюк

Автор: Подготовила Г. Кванчиани

И.Г. Соколюк

Осенью 2017 года наш край отмечал 75-летие боя за остров Сухо в Ладожском озере. Радист тральщика, старшина 1 статьи Иван Григорьевич Соколюк после войны жил в Новой Ладоге и 11 лет, с 1966 по 1977годы, работал инспектором на Новоладожском судоремонтном заводе (НСЗ). 12 апреля 2018 года герою сражения за остров Сухо исполнилось бы 100 лет.

Небольшой, размером 90 метров в длину и 60 метров в ширину, искусственно созданный в петровские времена остров Сухо с маяком того же названия, в 37 километрах от города Новая Ладога, занимал важное место на пути следования кораблей по Дороге жизни и прикрывал вход в Волховскую губу, к главной базе флотилии.

22 октября 1942 года малочисленный гарнизон острова: 90 бойцов, одна трехорудийная батарея 100-миллиметрового калибра и два пулемета — сражался с почти тридцатью судами противника. В ходе боя немцы потеряли 19 кораблей и 12 самолётов. Важную роль в той битве сыграл знаменитый тральщик Краснознаменной Ладожской флотилии ТЩ-100, первым вступивший в неравный бой с фашистским десантом.

Радист тральщика, старшина 1 статьи Иван Григорьевич Соколюк после войны жил в Новой Ладоге и 11 лет, с 1966 по 1977годы, работал инспектором на Новоладожском судоремонтном заводе (НСЗ). 12 апреля 2018 года герою сражения за остров Сухо исполнилось бы 100 лет.

К сожалению, сведения о боевом пути Ивана Григорьевича сохранились лишь в архивах, очень мало осталось людей, которые могли бы что-либо рассказать и о его послевоенной жизни и работе. И все же поиск информации о ветеране продолжается, и повествование о нем еще не закончено. Данная публикация включает в себя материалы музея НСЗ, отрывки из воспоминаний ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии и книг профессиональных авторов, газетных и журнальных статей разных лет, рассказы родственников и людей, с которыми Иван Соколюк общался и работал.

Родился Иван Григорьевич Соколюк в 1918 году на Украине, в селе Полянецком Савранского района Одесской области. Там же окончил школу, вступил в комсомол. Мать и отец (Григорий Тихонович) работали в колхозе. В семье было четверо детей — дочери Наталья, Мария, Меланья и сын Иван. На службу в Красную Армию Ивана призвали в 1938 году. Участвовал в Финской кампании. 29 января 1939 года получил тяжелое ранение — контузию.

Великая Отечественная война застала его в должности радиста небольшого тральщика ТЩ-100, входившего в состав Ладожской военной флотилии. Командовал тральщиком инженер-капитан 1-го ранга Петр Константинович Каргин.

В сборнике воспоминаний ветеранов Ладожской флотилии "Ладога родная" капитан П.К. Каргин пишет: "На ТЩ-100 служили кадровые офицеры, старшины и матросы. Слаженность экипажа была образцовой, и мы ее постоянно поддерживали. Это чувствовалось во всем — и во время ведения боя, и в организации и несении службы, и во внешнем виде, выправке моряков и беспрекословном, четком выполнении приказов. Основная задача, возложенная на дивизион тральщиков, заключалась в охране водной трассы, связывавшей осажденный Ленинград с Большой землей. Попытки врага ставить на наших коммуникациях мины с самолетов и катеров вынуждали нас проводить контрольное траление фарватеров…

Нам поручили охранять самый важный участок Дороги жизни — узкий выход из Волховской губы в озеро южнее острова Сухо. Здесь днем и ночью следовали караваны, отдельные корабли и суда из Новой Ладоги в Морье или Осиновец и обратно.

В 7 часов 10 минут 22 октября острый слух вахтенного уловил глухой звук моторов, доносившийся с запада. В 7 часов 14 минут на корабле сыграли боевую тревогу. А еще через минуту на темном горизонте стали различаться силуэты кораблей. Сомнений не было: противник намеревается высадить десант на остров Сухо. Его цель — прервать единственную коммуникацию, связывающую осажденный Ленинград с Большой землей. В эти напряженные минуты я принял решение — открытым текстом по радио, хотя это было связано с риском и грозило мне серьезной ответственностью, донес командующему о противнике. (Это донесение было передано И.Г. Соколюком — авт.). Одновременно приказал открыть огонь по ближайшим кораблям врага. Быстрое прохождение моих донесений, переданных открытым текстом, их полнота позволили командующему флотилией своевременно и правильно оценить обстановку и принять решение на развертывание сил для разгрома вражеского десанта. Передачи нашего радиста Ивана Соколюка в напряженные минуты боя у острова Сухо принимали радисты всех кораблей и постов флотилии.

Противник, конечно, ожидал встречи с дозорными кораблями, но вряд ли он предполагал, что одиночный тральщик осмелится сблизиться и вступить в бой с превосходящими силами, причем с малой дистанции. Через минуту-две враг обрушил на нас огонь из многочисленных 37-миллиметровых и 88-миллиметровых пушек. Через каждые 5-10 минут мы передавали донесения в штаб флотилии об обстановке. В самые напряженные секунды, когда казалось, что удары противника вот-вот окажутся роковыми для нас, мы увидели попадания своих снарядов в десантный катер, а затем еще в два десантных судна.

Снаряды противника уже рвались у борта "сотки". И как раз в этот момент к нам на помощь подоспел МО-171 под командованием старшего лейтенанта В.И. Ковалевского, находившийся в дозоре к востоку от острова. "Морской охотник" поставил дымовую завесу и прикрыл нас от губительного огня.

В 9-28 после нескольких сильных взрывов у нашего борта вышли из строя радиопередатчик и путевой компас, осколком перебило антенну. Радисты Соколюк и Устюшичев быстро исправили повреждения и уже в 9-40 мы возобновили передачу информации об обстановке у острова и о наших действиях. Итак, в течение продолжительного времени ТЩ-100 почти непрерывно вел стрельбу по десантным судам врага, маневрируя на небольшом удалении от него. За это время наши артиллеристы выпустили не менее 800 снарядов. После такой интенсивной стрельбы на другой день нам пришлось сменить стволы своих орудий, которые от перегрева пришли в полную негодность.

В 16-30 ТЩ-100 ошвартовался у Угольной пристани Новой Ладоги. Здесь нас тепло встретили командующий Краснознаменным Балтийским флотом В.Ф. Трибуц и командующий флотилией В.С. Чероков".

Командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц в своей книге "Балтийцы сражаются" назвал защиту острова Сухо самой успешной операцией нашего флота за всю войну.

Инженер-капитан 3 ранга Зиновий Григорьевич Русаков, непосредственный участник описываемых событий, в книге "Нашим морем была Ладога: моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград", изданной в 1989г., разъясняет, почему сражение за о. Сухо имело такое большое значение: "Осенью 1942 года немецкое командование решило предпринять специальную операцию под кодовым названием "Бразиль". Имелось в виду внезапно высадить на остров Сухо десант, уничтожить батарею, гарнизон и маяк. В случае достижения цели противник получил бы возможность препятствовать перевозкам, наши дозорные корабли лишились бы поддержки суховской батареи, а конвои — такого ориентира для плавания, как маяк Сухо. Не исключалось, что, захватив остров, противник попытается достигнуть далеко идущие цели. Например, выйти в тыл Волховскому фронту, используя остров как опорный пункт для броска на материк".

Также Русаков описывает важность участия в этой битве И.Г. Соколюка: "Иван Соколюк в течение многих часов боя не снимал наушников и не выпускал ключа передатчика. Невзирая на шум боя, на взрывы бомб и снарядов, от которых содрогалось все судно, он четко поддерживал связь с командным пунктом флотилии. Несколько раз от сотрясения выходила из строя рация, осколком снаряда повреждались кабели питания. Но Соколюк быстро исправлял повреждения. Как ни пытались немецкие радисты активными помехами воспрепятствовать Соколюку, им это не удавалось.

Первые донесения И.Г. Соколюк передавал по таблице условных сигналов (ТУС) на командный пункт штаба ОВРа главной базы, находившийся в деревне Креницы, в предместье города Новая Ладога. Вскоре в непосредственную связь с ним открытым текстом по микрофону вступил лично флагманский связист ОВРа капитан-лейтенант С.С. Солодовников. Такой личный контакт хорошо знавших друг друга по высоте, тембру и интонациям голоса наших связистов помогал различать донесения тральщика ТЩ-100 от ложных донесений, которые противник передавал в эфир открытым текстом на русском языке с целью дезориентировать и ввести в заблуждение советское командование".

Начальник разведотдела штаба КБФ Анатолий Иванович Манкевич в главе "Бой у острова Сухо" книги "Краснознаменная Ладожская флотилия в Великой Отечественной войне" также упоминает боевое мастерство И.Г. Соколюка: "Точные и своевременные донесения, которые корабль посылал по радио командованию флотилии, имели большое значение для успешного разгрома неприятельского десанта. Много радиограмм отправил и принял в этом бою радист тральщика Соколюк. Когда от разрывов вражеских снарядов рация вышла из строя, Соколюк немедленно ее исправил. Блестящие знания своей техники помогли ему быстро найти и устранить повреждения".

В журнале "Вокруг света" есть публикация воспоминаний самого И.Г. Соколюка о памятном дне битвы за остров Сухо — летом 1963 года Иван Григорьевич рассказывал о сражении членам общественной военно-исторической экспедиции по исследованию дна Ладожского озера, в которую входили энтузиасты-подводники: "В октябре над Ладогой бывают туманы. Вот враг и решил незаметно подойти к острову, захватить его и создать на Сухо свою базу. Короче говоря, фашисты рассчитывали выйти в тыл Волховскому фронту и перекрыть Дорогу жизни. На судах и баржах противника было установлено много орудий и пулеметов. Под прикрытием артиллерии и авиации на остров стал высаживаться десант. Поблизости от Сухо стоял наш тральщик. Его командир, старший лейтенант Каргин, вступил в неравный бой с вражеской эскадрой. Маленький тральщик и гарнизон задержали врага до подхода наших кораблей и штурмовиков. Мы выбили гитлеровцев с острова. Около двадцати судов и пятнадцать самолетов противника нашли последнее пристанище на дне Ладоги»...

Боевой путь Ивана Григорьевича достойно отмечен правительственными наградами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.12.1942 года И.Г. Соколюк награжден медалью "За оборону Ленинграда". Приказом командования ЛВФ от 30.10.1943г. — медалью "За боевые заслуги". Приказом командования КБФ от 27.10.1945г. — орденом Красной Звезды. А также медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

27 октября 1942 года в представлении к награде капитан Каргин пишет: "Во время боя с вражескими кораблями у маяка Сухо с момента объявления боевой тревоги до окончания операции… бессменно нес боевую радиовахту. В ходе боя принял и передал свыше 40 радиограмм с весьма важными донесениями командованию о ходе боя и поведении противника. Отличная приемо-передача обеспечила минимальное время прохождения радиограмм, которое не превышало 2 минуты. В ответственный момент боя радиопередатчик вышел из строя. Товарищ Соколюк в течение 10 минут устранил повреждения, восстановил бесперебойную радиосвязь с командованием. В результате отличного выполнения воинского долга товарищем Соколюком командование ЛВФ своевременно информировалось о силах противника, ходе боя и обстановке, что дало возможность правильно планировать операцию по разгрому вражеских кораблей.

В ходе боя показал себя мужественным и бесстрашным воином. В повседневной жизни корабля товарищ Соколюк является отличником боевой подготовки, требовательным и дисциплинированным командиром, отлично знающим свое дело.

Считаю, что старшина 2 статьи Соколюк заслужил награду — медаль "За боевые заслуги".

Капитан-лейтенант Вдовичев в наградном листе 1945 года отмечает: "Старшине 1 статьи И.Г. Соколюку в сентябре при выполнении заданий по боевому тралению ввиду отсутствия второго радиста приходилось находиться в радиорубке по 18-21 часу в сутки, надежно и уверенно держа связь с бригадой, что дало возможность быстрее закончить выполнение заданий по тралению. Как одному из лучших радистов на дивизионе, ему было поручено по совместительству выполнять обязанности дивизионного связиста. С порученной работой справлялся хорошо, много уделял внимания обучению радистов кораблей, следил за их работой, своевременно обеспечивал документацию связи. За образцовое обеспечение связи на боевом тралении и организацию связи на дивизионе достоин правительственной награды — ордена Красной Звезды".

Примерно с 1948 по 1962 годы И.Г. Соколюк руководил Новоладожской типографией, где печаталась газета "Знамя коммунизма". В статье "По долгу и совести" ("Волховские огни", № 16 (16532) от 02.05.2014 г.) ветеран журналистики Волховского района Л.И. Архипова, начинавшая в новоладожской газете свою трудовую деятельность, рассказывает: "Коллективы типографии и редакции жили как одна дружная семья — мы были заняты одним делом. Долгое время типографию возглавлял Иван Григорьевич Соколюк, бывший радист знаменитого ТЩ-100 Краснознаменной Ладожской флотилии, отстоявшего остров Сухо в Ладожском озере. Тогда было не принято рассказывать о войне, да и расспрашивать никому не приходило в голову — все пережитое было настолько свежо в памяти, что ворошить его никто не хотел". Лидия Ивановна вспоминает, что в то время редакция и типография размещались вместе в двухэтажном здании на проспекте К. Маркса, где сейчас магазин, что было удобно, поскольку набор газеты производился вручную. "Одно неосторожное движение могло рассыпать весь набор. Выпуск газеты в свет занимал много времени и сил. Поначалу и печатные машины крутили руками. Позже появилась печатная машинка, прозванная "американкой". Пределом же совершенства стала плоская печать, когда печатались сразу четыре газетные полосы".

В 1962 году произошло объединение трех районов: Волховского, Киришского и Новоладожского, и в мае 1962 года типография и редакция переместились в Волхов и стали частью межрайонной газеты "Огни коммунизма".

Редактор газеты "Голос Ладоги" Виктор Скорых в статье "И писали мы, и печатали" (ноябрь 2008г.) пишет, что в последний год существования новоладожской газеты "Знамя коммунизма" известный поэт Михаил Петров, долгое время работавший в ней журналистом, сочинил шуточное стихотворение, в котором упоминается И.Г. Соколюк:

"Было имя дано ей славное,

Имя — знамя для всех, для жизни.

И подчеркнуто — в этом главное -

Вязью древнею "Коммунизм".

Слава шла о нас неплохая.

Зорок глаз. И сторожко ухо.

Вот Рубцов, усы потирая,

Говорит для героя Сухо:

- Тут, Григорьич, подправить надо.

- Тут, Григорьич, печать нечетка.

Если нужно, ходила на дом

И к машине печатной водка.

- Вот как!

И писали мы, и печатали:

Лида, Вера и иже с ними ...

Да и я досаждал читателям

Стихоглупостями своими".

На Новоладожский судоремонтный завод И. Соколюк пришел в июне 1966г. Второй отдел, куда Иван Григорьевич был назначен инструктором, считался "секретным", работал с военными заказами, сотрудникам оформлялся специальный допуск. Отдел вел учет военнообязанных, организовывал сборы, исполнял мобилизационные задания правительства: в случае наступления военного времени у предприятия имелись определенные обязательства, связанные с гражданской обороной. Иван Соколюк исполнял свою работу четко и добросовестно.

Женой Ивана Григорьевича стала Мария Александровна Шабанова, уроженка деревни Кириково Волховского района. Работала Мария Александровна заведующей отделом кадров на Новоладожском рыбокомбинате. Семья проживала в доме 24 по ул. Набережная Ладожской флотилии. У них родился сын Анатолий. По рассказам соседей, Соколюки жили дружно, Ивану Григорьевичу не очень нравились шумные компании, и круг общения у них был обособленный, приезжало много военных из Ленинграда и даже из Москвы. Мария Александровна была прекрасной хозяйкой, накрытый ею стол всегда удивлял разнообразием искусно приготовленных блюд.

Иван Григорьевич любил природу, ходил по грибы. До сих пор во дворе дома растет ряд берез, посаженных Иваном Соколюком в середине 80-х вместе с соседом по лестничной площадке. Когда-то слабенькие, тоненькие саженцы, собственноручно выкопанные ими в лесу, превратились в высокие деревья, напоминающие нам о ветеране, радующие глаз и создающие прохладу.

Свою любовь к радиоделу Иван Григорьевич сумел передать сыну Анатолию, родившемуся в 1946 году. По воспоминаниям родственников, он мог собрать и починить любую технику и радиоприборы. Анатолий Иванович, к сожалению, ушел из жизни, когда ему не было и 60 лет.

В Новой Ладоге проживают родственники Ивана Григорьевича Соколюка по его жене — семья Николаевых: Юрий Константинович, его жена Зоя Николаевна, их сын Александр и внук Валерий. Мария Александровна и мама Юрия Константиновича — родные сестры. Николаевы бережно хранят память о герое сражения за остров Сухо, о его боевом пути. Их стараниями на могиле ветерана установлен памятник из красного гранита, место захоронения поддерживается в подобающем состоянии. Супруги Николаевы даже посещали малую родину Ивана Соколюка — село Полянецкое в Одесской области. Юрий Константинович рассказывает: "Моя жена родом из Анапы, мы с ней каждый год ездили к ее матери. И Иван Григорьевич взял с нас слово, что мы обязательно побываем в его родном селе. Осуществить поездку нам удалось, к сожалению, когда Ивана Григорьевича уже не стало. Село Полянецкое — большое, километров семь. Встретили нас очень гостеприимно, в Полянецком тогда жили сестры Ивана Григорьевича — Наталья и Мария. Дом — белая мазанка — был расписан подсолнухами, оконные наличники украшены красивыми рисунками. А вокруг — подсолнуховые поля… Красота!"

И.Г. Соколюк умер после продолжительной болезни 14 апреля 1977 года. На похороны в Новую Ладогу приезжали его сестры: Мария с мужем и Наталья с сыном, тоже Анатолием. Одна из сестер была в нашем городе еще раз — в восьмидесятых годах. Сейчас в Украине, в селе Саврань, живет его внучатая племянница Светлана Анатольевна. Большое ей спасибо за отклик и помощь: она собрала и прислала в музей НСЗ редкие документы из семейного архива — фотографии И.Г. Соколюка и его родных, рассказала о жизни родителей и сестер Ивана Григорьевича, о своей семье.

..75 лет прошло со дня боя у острова Сухо. Но время не властно над подвигами ладожских моряков, и имена их навечно вписаны в героическую летопись Великой Победы. Мы всегда будем восхищаться беспримерным мужеством экипажа ТЩ-100, который в одиночку, еще до подхода морского охотника МО-171 вступил в сражение с целой эскадрой вражеского десанта, тщательно подготовленного и обладающего новейшим вооружением. И ведь удалось двум небольшим катерам задержать германскую морскую армаду, выиграть время до подхода основных сил Ладожской военной флотилии!

К 100-летию со дня рождения И.Г. Соколюка руководство Новоладожского судостроительного завода приняло решение установить на его могиле гранитный мемориал. Проект был согласован с родственниками ветерана, установка памятника состоится весной этого года, в канун Дня Победы.

Вечная слава героям!

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.