Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 23.03.2018 г.

Была война, была блокада…

Автор: Н. Власова
старший научный сотрудник музея истории г.Волхова

Волхов в годы Великой Отечественной войны

В фондах музея истории города Волхова хранятся записки секретаря горкома партии Николая Ивановича Матвеева и отчёт председателя Волховского исполкома Николая Михайловича Зайцева. В этих документах отражена жизнь военного Волхова.

Война очень быстро докатилась до волховской земли. Уже в августе наш район попадает в сводки Совинформбюро. Вся жизнь города и района была перестроена на военный лад и проходила под лозунгом "Всё для фронта, всё для Победы!"

В июле 1941 года значительная часть волховчан была мобилизована на оборонные работы. На южном и западном рубежах Волхова жители города и соседних деревень — в основном женщины и подростки — возводили доты и дзоты, рыли траншеи и противотанковые рвы, устраивали завалы и проволочные заграждения. Для этого требовались люди, инструмент, транспорт, материалы. Пришлось мобилизовать на работы учеников трудовых резервов. 230 учащихся школы ФЗО Волхова вместе с преподавателями были отправлены на оборонные работы. Учащиеся старших классов всех школ города вместе со своими учителями работали на оборонительных сооружениях. 200 учеников и 30 учителей трудились по 18-20 дней. Общее количество работающих на оборонительных сооружениях на 9 августа составляло 1500 человек.

Ученики городской средней школы № 2 несли вахту по охране алюминиевого завода (18 человек). Контора "Главсевзапстроя", ВАЗа, городская больница были обеспечены несколькими грузовыми машинами. Район прислал 33 лошади. Фронт и тыл в эти дни слились воедино. В июле 1941 года на строительство было выделено 250 человек. Одновременно строились бомбоубежища, отрывались щели.

По призыву ленинградцев повсеместно стало создаваться народное ополчение. В Волхове пример показали рабочие ВАЗа. Их отряд был первым. В отряд записалось около 600 человек. 15 июля волховчане отправили на фронт первых добровольцев из народного ополчения. В основном это были рабочие и инженеры ВАЗа. После выступления И.В. Сталина в горком партии поступило 6000 заявлений от трудящихся города с просьбой зачислить их в отряды народного ополчения.

Проводилась мобилизация населения в действующую армию.

Всего мобилизовано по городу 11479 человек всех возрастов.

К 26 июня из конторы "Главсевзапстроя" в армию призвано 338 человек, или 23 %, что усложняло организацию работ. Но все-таки у конторы оставалось еще 77 % рабочей силы, и поэтому имело смысл сконцентрировать ее на объектах, имеющих большую готовность. Но уже 2 июля положение конторы как производственной организации явно ухудшилось: отправлены в армию 1293 человека. Осталось всего 396 рабочих, из них три четверти — неквалифицированные.

В городских организациях Красного Креста подготовлено 45 медсестер, 210 сандружинниц. Проведена частичная мобилизация в армию девушек. Подготовлено 463 бойца, 25 минометчиков, 34 сапера-минера, 25 человек истребителей танков, 15 автоматчиков, 18 пулеметчиков.

С 27 июня приступили к комплектованию истребительного батальона. Первая рота — 130 человек, вторая рота — 130 человек. Батальон прошел боевую подготовку, 6 раз выезжал на оперативную работу. В городе проходил сбор оружия, и хотя его было маловато, особенно автоматов, уже можно было начать походы в поле для тренировки.

Формировались партизанские отряды. Для партизанской базы выбрали деревню Дудачкино. Партизанская база в Дудачкино просуществовала до февраля 1942 г. Строились землянки, продовольственные склады, завозились боеприпасы, оружие и продовольствие. Для работы в тылу подобрано 94 человека, которые неоднократно ходили в разведку, приносили ценные сведения. Восьмого ноября 1941 года немцы заняли Тихвин. На всякий случай небольшая группа товарищей была отправлена на партизанскую базу в Дудачкино, основное же ядро оставалось в Волхове, а в случае оставления города люди должны были переправиться на партизанскую базу с целью организации борьбы с врагом. В случае захвата немцами Волхова были подобраны и подготовлены товарищи для проведения диверсий и разведки, подпольной работы. Организовывались диверсионные группы по 3-5 человек. Особо тщательно занимались подготовкой подпольной организации, проверенных связников.

28 июля были утверждены командные составы отрядов особого назначения № 1 и № 2. Отряд № 1: 36 человек, командир — Иноземцев Георгий Васильевич, зам. командира Коншин Михаил Андреевич, партруководитель — Максимихин Петр Михайлович; отряд № 2: 38 человек, командир — Чернышев Александр Васильевич, зам. командира — Власов Петр Александрович, партруководитель — Федоров Николай Васильевич. В августе 1941 г. отряды направлены в Ленинградский штаб партизанского движения, где их вооружили автоматами, винтовками, гранатами и т.д. Партизанскому отряду Чернышева присвоен № 157, отряду Иноземцева — № 158. 21 и 23 августа 1941 г. отряды перешли линию фронта и действовали в районе станции Радофинниково, деревень Ручьи, Глубочка, Чудской Бор, Вороний Остров Тосненского района. Успешно выполнив поставленные задачи, в первой половине ноября отряды возвратились в город Волхов, где были расформированы. Многие бойцы ушли в Красную армию.

Был создан отряд из работников городского комитета партии, исполкома горсовета депутатов трудящихся, отделения милиции, 6-й ГЭС, различных организаций и учреждений города. Отряд насчитывал 46 человек. В марте 1942 года по указанию штаба организовался сводный отряд из партизан города Волхова, Волховского и Мгинского районов. Отряд действовал с 4 марта по 30 апреля 1942 г. в составе партизанской бригады подполковника Тарасова в районе Луги-Толмачева. Затем этот отряд был доукомплектован и 16 мая снова отправлен на задание.

В марте 1942 года комсомольский партизанский отряд Волховского ГК ВЛКСМ в количестве 15 человек был отправлен в Тихвин. Многие учащиеся средних школ ушли в партизанские отряды, были и такие, которые ходили несколько раз в тыл врага.

Оказывалась всемерная помощь Красной армии. Только 48-ю армию в сентябре нужно было обеспечить 7 тоннами хлеба.

Политотделу 4-й армии оказана помощь в оборудовании типографии. По почину тамбовцев и саратовцев осенью 1942 года началось движение за сбор средств на вооружение Красной армии. Жители города и района внесли в фонд обороны 1730000 рублей, трудящимися Волхова подготовлено 14549 подарков воинам.

С началом войны основная масса врачей и среднего медицинского персонала была мобилизована в РККА, главным образом в эвакогоспиталь, который формировался на базе Волховского горздравотдела. Оставшиеся врачи и медицинский персонал взяли на себя всю тяжесть обслуживания населения.

В Волхове были развёрнуты прифронтовые госпитали. Обеспечить их комнатными цветами для создания уюта решили за счёт обращения к населению. И люди потянулись к зданиям госпиталей с цветами, зеркалами, полочками и т.д. Путейцы отремонтировали рампу для приема санитарных поездов. Несмотря на значительный недостаток рабочих (29 человек при потребности в 90) для данной цели были переоборудованы и отремонтированы каменные здания, в столярной мастерской изготовлены тумбочки, топчаны, фургоны, гробы, костыли спецящиков для авиачасти. С организацией госпиталей было закончено в срок, в качестве вольнонаемных в них устроена на работу 441 женщина.

Первая половина августа 1941 года была в основном занята вопросами подготовки к эвакуации различных организаций и учреждений. Первым объектом, который получил указание о свертывании своей работы еще 30 июля 1941 года, стал госпиталь № 2753. 30 августа на заседании горкома партии решался вопрос об эвакуации железнодорожного училища и госпиталя. Редакция газеты "Сталинская правда" перебазировалась в Сясьстрой. В сентябре была проведена эвакуация детей и многих семей, оборудование из цехов ВАЗа, частично эвакуирована ГЭС. Для эвакуации "Главсевзапстроя" потребовалось 144 вагона. 8 сентября в г. Кузнецк была эвакуирована школа ФЗО № 38. Вместе с ней было эвакуировано руководство конторы "Севзапстроя". С эшелоном отправлено 500 человек и 65 вагонов оборудования.

С октября до середины ноября — вторая эвакуация населения. К ноябрю 1941 года в городе остались около тысячи человек, работавших на нужды фронта. В глубокий тыл было эвакуировано оборудование алюминиевого завода и Волховской ГЭС. На электростанции остались два небольших генератора, которые работали на нужды фронта.

Каждый житель города внес свой вклад в борьбу с врагом. Промышленные предприятия выполняли заказы Красной армии. Мастерскими паровозного депо и вагоноремонтного пункта было изготовлено для строительства и укрепления рубежей переправ 100000 ершей и 112000 строительных скоб, оборудовано 7 вагонов под зенитно-пулеметные установки, построена площадка для бронепоезда, оборудован военно-продовольственный поезд. Мастерские изготовили 5000 штырей, 2000 узкоколейных костылей, свыше 200 штук разного инструмента для технических частей РККА.

В пустующих цехах Волховского алюминиевого завода расположился филиал завода № 349 им. ОГПУ. Этот филиал изготовлял спусковые механизмы для ППД. Кроме основной программы филиал выполнил заказы для воинских частей Волховского фронта. Изготовлено: 2000 печей-времянок, 20000 бойков взрывателя, 60000 пружин взрывателя, 50 термосов емкостью 50 литров, 20 несгораемых шкатулок.

Кроме филиала завода № 349 в цехах алюминиевого завода расположились механические мастерские БАО (батальона аэродромного обслуживания), филиал Ленинградского завода № 7 им. Фрунзе, который с июня по октябрь 1942 г. изготовил свыше 2500 штук пулеметов-пистолетов системы Дегтярева; филиал завода им. Энгельса, изготовивший свыше 500 штук минометов 50 мм. На территории ВАЗа производился также ремонт танков и другой военной техники.

На базе мастерских бывшего РУ-9 и средней школы № 2 был организован филиал артбазы № 75, где в деревообделочном цехе работали подростки, изготавливая ложи к автоматам и винтовкам. На базу поступало стрелковое оружие прямо с поля боя. Взамен фронт получал восстановленное. Работая в филиале, ребята стали получать карточки первой категории снабжения… Кроме стрелкового оружия филиал базы 75 организовал ремонт артиллерийских систем — как полевых, так и зенитных. Тут уже работали квалифицированные рабочие из Ленинграда или присылаемые оттуда на поправку.

Работа артели инвалидов "Волхинкооп" была направлена на удовлетворение заказов Красной армии. По кожевенному производству за 1942 год из 2825 пар отремонтированной обуви 2420 пар (или 85,6 %) сделано для Красной армии. По швейному производству из 17863 отремонтированных единиц 16430 — Красной армии. Рентабельно работал хлебокомбинат.

Из общего количества выпущенной за время войны продукции 86 % отпущено воинским частям.

За период с 26 октября по 6 ноября 1941 г. мясокомбинатом отгружено Ленинграду 180534 кг мяса. Новоладожский убойный пункт со 2 по 6 ноября отгрузил 36500 кг. Эта отгрузка, главным образом, шла за счёт убоя скота, пригнанного с эвакуированных территорий. Забивался и скот, купленный у жителей Старой и Новой Ладоги, города Волхова.

Волховстроевский железнодорожный узел стал одним из основных пунктов, через которые проходила в 1941-1943 гг. знаменитая Дорога жизни. Уже с сентября 1941 г. стали готовить эвакоприемники на 1000 мест. Кобона принимала эвакуированных на восточном берегу Ладожского озера и переправляла их на станцию Войбокало. Там они грузились в подготовленные эшелоны, следовали до пункта питания на ст. Волховстрой, а затем по Северной железной дороге — дальше в тыл. Поток эвакуированных нарастал с каждым днем. Самым важным было обеспечить этот многолюдный поток людей питанием.

В 1942 г. на станции Волховстрой вновь начал работу эвакопункт. Штат эвакопункта составлял всего лишь 21 человек. Наша станция являлась первым большим пунктом, через который следовали эвакуированные. Тут было организовано питание и медицинская помощь. Каждый прибывающий на станцию Волховстрой эшелон встречали бригады молодежи, оказывая помощь эвакуированным, направляя их на пункт питания, вынося на носилках умерших в пути, переправляя детей, оставшихся без родителей, в детскую комнату, организованную для приема детей-беспризорников.

Для оборудования вагонов и обеспечения топливом была прикреплена организация вагонного участка, выделены бригады в количестве 186 человек. За период эвакуации оборудован 13561 вагон, изготовлено 7876 печей, 11000 печных труб, разделано 123650 досок. Для оборудования одной теплушки требовалось на одну печь 3 листа железа, 25-28 досок для нар. За два воскресника погружено 200 тонн угля для Ленинграда. В июле 1942 года коллективу паровозного депо станции Волховстрой первому в стране было вручено переходящее Красное знамя Наркомата путей сообщения, а в августе — Красное знамя Государственного Комитета Обороны, оставленное здесь на вечное хранение. Помимо работы на производстве железнодорожники несли охрану узла, командиры и бойцы МПВО охраняли город.

Ленинградцев мучил не только голод, но и холод. Поэтому нужно было собрать данные о дровах, которые могли осесть на сплавных реках, посчитать, сколько можно перебросить их в Ленинград за навигационный период. Оказалось, что можно найти на реках Оломна и Черная по 5000 кубометров, на Пчеве — 500, на Пчевже — 10000 кубометров, на Оскуе — 12000 кубометров. Однако для Ленинграда этого количества дров, несомненно, было очень мало. Госпитали, коммунальные, оборонные предприятия требовали гораздо больше, поэтому было решено в различных точках сосредоточить определённое количество угля и жидкого топлива с тем, чтобы по мере возможности перебросить его в Ленинград. В Мурманских Воротах подготовили площадку для 20000 тонн угля, взяли на учет и использовали все емкости для жидкого топлива. Вместе с тем и работы в городе требовали, прежде всего, леса, ведь Волхов по преимуществу был деревянным. Получить лес в централизованном порядке было невозможно, поэтому поставили задачу самозаготовок. На лесозаготовки направили около 30 человек. Кроме того, летом 1942 года была произведена досушка 17000 тонн торфа заготовки 1941 года на бывшем торфопредприятии алюминиевого завода.

Весной также встал вопрос строительства ледников для хранения скоропортящихся продуктов, предназначенных для Ленинграда. Несмотря на трудности, ледники были построены в срок.

25 декабря 1941 года Волховский район был освобождён. Немцы пробыли на его территории всего 56 дней, но оставили после себя страшный след. В Волхове были разрушены: городская больница, 2 поликлиники, детские ясли, 5 школ, 4 детских сада, 3 клуба, автогужевой мост через Волхов, городские дороги. Разрушено полностью 143 дома, повреждено — 139, сгорело 37. В районе фашисты сожгли 1700 жилых домов. Ущерб, который гитлеровцы нанесли городу и району, составил 91 миллион рублей.

Как только враг был отброшен от города, сразу же начались работы по ликвидации разрушений. Тысячи волховчан выходили на субботники, очищали водопроводные канавы, сооружали тротуары, ремонтировали дороги, восстанавливали здания, сажали деревья.

На тот период — зиму 1941-1942 г.г. — из всех электростанций Ленэнерго только Волховская ГЭС находилась на территории, освобождённой от врага. Только Волховская ГЭС могла помочь блокадному Ленинграду. Решение о ее восстановлении было принято сразу же после освобождения волховской земли от фашистов. Необходимо было вернуть из эвакуации и смонтировать заново оборудование Волховской ГЭС. Требовалось строительство новых линий электропередачи и подстанций. И, самое сложное, — проложить кабель по дну Ладожского озера, так как по суше Ленинград был отрезан от "Большой земли". Строительство, начатое 7 августа, было закончено досрочно — 23 сентября 1942 года осаждённый Ленинград получил ток Волховской ГЭС. Энергетическая блокада Ленинграда была прорвана. Это стало значительным событием в жизни ленинградцев. Электроэнергия с берегов Волхова позволила оживить станки заводов, получили свет госпитали и другие хозяйственные организации города.

За героический труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Волховской ГЭС передано на вечное хранение Красное знамя Министерства электростанций и ВЦСПС. В Книгу Почёта станции занесены имена рабочих, служащих и инженеров, работавших на ГЭС в грозное военное время.

Волхов помогал Ленинграду и продовольствием. В 1942 году начались новые заботы в связи с возвращением населения после эвакуации. Продовольственные запасы в городе были скудными, население питалось плохо. Некоторые уже ходили зимой на поля совхоза и там собирали оставшиеся от капусты кочерыжки. Рост количества рабочих и ИТР в городе шел непрерывно, главным образом за счёт ведения восстановительных работ на 6-й ГЭС и организации филиалов ленинградских заводов. Посевная площадь в 1942 году определена в 446 га. Большая доля пришлась на колхозы "Лисички" и "Запорожье". Кроме того, было организовано 8 подсобных хозяйств при предприятиях и организациях города и 20 коллективных огородов. Широко развернулось индивидуальное огородничество. Получен урожай 2062 тонны овощей и картофеля. Большая часть картофеля засыпана на семена. Засолено 766,914 тонн овощей. За летние месяцы более 200 тонн ранней зелени и овощей было сдано в столовые города. К прополке овощей привлекли около 200 школьников 5-7 классов. В 13 хозяйствах и 11 коллективных огородах, организованных в Волхове, выращивались сотни тонн овощей для ленинградцев. Летом собирали и отправляли в Ленинград грибы и ягоды, выловленную в реке рыбу, хотя и сами волховчане жили в очень тяжелых условиях, получая продовольствие по карточкам. В колхозы на сельскохозяйственные работы направлялись бригады учащихся с учителями. Таких бригад было 5 с общим количеством 150 человек. Оказывалась помощь семьям красноармейцев.

В 1942 году 350 подростков направлены учениками на производство, 350 жен фронтовиков устроены на работу, для 250 детей выданы талоны на получение обедов в спецстоловых, 369 детей определены в дошкольные учреждения, 24 женщины, у которых мужья погибли на фронте, устроены на работу, 11 инвалидов войны трудоустроены, 633 человека получают пособия на сумму 75145 рублей в месяц.

В бытовом отряде работали 37 человек. Отряд обслуживал 67 семей (мыли полы, детей-инвалидов мыли в бане, организовали ремонт 40 пар обуви, проводили электропроводку, ряду семей выхлопотали дрова и часть дров распилили, проводили стирку и починку одежды, проследили за организацией детских столовых и выдачей карточек, доставляли овощи особо нуждающимся, наводили порядок в общежитиях, больницах, детских учреждениях, занимались организацией подарков детям и пр.).

В январе 1943 года произошло знаменательное событие — блокада была прорвана.

Обстановку тех страшных дней хорошо передает стихотворение нашего замечательного земляки Р.И. Шмуруна:

Волхов, 1941 год

Пушки по городу били

С высот у деревни Морозово.

В зареве огненном плыли

Тучи багровые грозные.

Вельцы покинуты нашими.

Вот и ничей Торфпоселок.

Между живыми и павшими

Узенький сельский проселок.

Пехота замолкла в торфянике,

Танки осели на брюхо…

В городе не было паники,

К взрывам прислушалось ухо.

Сняты буи на фарватере,

Мины на въезде расставлены,

Но мерно урчат генераторы,

Те, что на ГЭС и оставлены.

В городе не было паники.

Костром полыхали бараки.

Выскакивали в подштанниках

Гражданские и вояки.

В городе не было паники.

Город стоял и сражался…

И выстоял. И стал памятником

Тем, кто врагу не поддался.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.