16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

Главная / Статьи / Зачем на участке наблюдатель?
08.02.2018 11:15
  • 11

Зачем на участке наблюдатель?

Итак, продолжаем разговор о выборном законодательстве. В прошлый раз мы рассуждали о гласности в работе избирательных комиссий, сегодняшняя тема — присутствие и функции наблюдателей.

В п. 5 и п.6 ст. 23 говорится, что с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать … наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели (в ред. Федерального закона от 01.06.2017 №103-ФЗ). Эта норма распространяется и на иные избирательные комиссии при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей (в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 103-ФЗ).

Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, будь то воинская часть, больница, доме отдыха, ИВС и т.д., а также в помещение для голосования на этом избирательном участке и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей.

Интересный вопрос: кто может стать наблюдателем? Назначить таковых вправе зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. При этом наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса (п. 8 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 374-ФЗ).

Полномочия наблюдателя удостоверяются в письменной форме в направлении, выданном кандидатом, политической партией или субъектом общественного контроля — не более одного на участок или с передачей поста соратнику. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Однако объявить себя наблюдателем по личному почину нельзя.

В чем заключается работа наблюдателя? В наблюдении — с момента начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей. Наблюдатель вправе: знакомиться со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа избирателей и избирательных бюллетеней; обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования — в общем, довольно хлопотная должность. Есть и ограничения наблюдательской инициативы: нельзя выдавать избирателям бюллетени; расписываться и заполнять бюллетени за избирателя, в том числе по его просьбе; нарушать тайну голосования; участвовать в подсчете бюллетеней; вести предвыборную агитацию, участвовать в принятии решений избиркома.

Разговор о наблюдателях был бы неполным, если бы мы не упомянули об иностранных наблюдателях. Условия и порядок их присутствия на выборах устанавливает статья 24 Федерального закона "О выборах Президента РФ":

Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в РФ в порядке, установленном федеральным законом, и аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации при наличии приглашения. Направить такое приглашение вправе: Президент РФ, Совет Федерации и Госдума Правительство России, ЦИК. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, международными договорами РФ.

Четкое соблюдение прав и обязанностей наблюдателями, безусловно, послужит лишь на пользу процедуре голосования и результатам выборов.

Автор: О. Панова

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Свежий номер газеты просмотреть и скачать можно здесь

Вверх