Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 12.01.2018 г.

Между прошлым и будущим: судьба старого Волховского моста

Виртуальная экскурсия по старому мосту через Волхов. Автор — кандидат исторических наук Галина Александровна ВАНДЫШЕВА.

Задумывались ли вы над тем, какую роль играют мосты в нашей жизни? Они соединяют берега рек, они соединяют людские судьбы, они соединяют поколения и эпохи. Во многих языках мира есть фразы: "навести мосты", "разрушить мосты", "сжечь мосты за собой", "мостов связующая нить"… Во многих городах мира есть особые мосты, где соединяются исторические эпохи — Карлов мост в Праге, мост Понте-Веккио во Флоренции, Волховский мост в Новгороде… А вот и наш Волховский мост. Мы называем его "старым", хотя на самом деле он не так уж и стар — ему чуть больше 50 лет, просто он так выглядит… Мост этот уникален: пройдя по нему от правого берега к левому, мы пройдем через все исторические эпохи нашего края. Давайте попробуем?

Река времен и народов

Мы стоим на берегу реки Волхов, которая дала название нашему городу. До X века река назвалась Мутная, т.к. вокруг порогов постоянно бурлила вода, поднимая со дна муть и пену. Название "Волхов" появилось после крещения Руси, т.к. в первую очередь в непокорном Новгороде в реку для крещения загоняли языческих жрецов — волхвов. Предполагается, что само слово "волхв" произошло от слова "ольха", т.к волхв во время обрядов держал в руках ольховую или еловую палочку-восьмигранник с магическими рунами — "чертами и ризами". Не отсюда ли и в сказки попала волшебная палочка? Впрочем, есть и другая версия, совсем не историческая, — просто берега нашей реки густо заросли ольхой, отсюда и ее название.

Мы немного отступим от истории общества и обратимся к истории фауны нашей планеты. Каньоны рек Волхов и Сясь — единственное место на планете, где прямо на поверхности земли можно найти окаменелости древнейших морских животных — трилобитов. Их возраст — 300 млн. лет. Если походить по берегу нашей реки, то можно найти остатки таких окаменелостей. И я готова вам показать эти окаменелости. Вот они, трилобиты…

Но вернемся к истории общества. Уже в первые века нашей эры на берегах реки встретились два потока мигрантов эпохи "великого переселения народов". Более ранними жителями были финно-угорские племена (остатки их поселения сохранились у д. Шкурина Горка), а затем сюда пришли славянские племена и построили свои городища. Видимо, славяне имели более высокую культуру, чем жившие здесь финны и угры, потому что именно славянская культура стала господствующей, а финно-угорская органично вплелась в нее. Историки говорят о "трехъязычии" нашего края: славянский, финно-угорский, скандинавский языки составили основу речевой культуры местного населения. Если мы, стоя на мосту, посмотрим на левый берег реки, то увидим, что между железнодорожным мостом и плотиной в Волхов впадает ручей Понега, это — финно-угорское название, частица "га" в финно-угорском языке обозначает местоимение "это". Повернемся к правому берегу Волхова. Недалеко от нашего моста находится деревня Поляша, а это название славянское. Славянский язык содержит много шипящих звуков, так что названия Поляша, Любша, Княщина, Городище, Пенчино и т.д. — славянские. А Понега, Кусега, Сясь, Весь и др. — финно-угорские. Версия о происхождении топонима "Ладога" имеет скандинавские корни: Ладога — от скандинавского "Айдельгьюборг" (хотя есть и другие версии). Как видите, даже в топонимике нашего края отражено многоязычие.

И все-таки господствующей стала славянская культура, что убедительно доказывают археологические раскопки. Кстати, на территории нашего города находится 18 археологических памятников.

Памятники и дух язычества

Археологи утверждают, что городища по берегам нашей реки располагались часто: у д. Дубовики, у нынешнего храма М.Архангела, у д. Халтурино… Мы стоим недалеко от самого крупного — городища Дубовики, которое описано в трудах многих историков. Оно находилось на высоком крутом берегу реки, чуть вглубь от того места, где сейчас находится памятник "Героическим защитникам Волхова". Вокруг городища возвышались языческие могильники — сопки. Волховчане постарше помнят их, тянувшихся по правому берегу Волхова, но в 1960-е гг., когда строили новую шоссейную дорогу, их просто сравняли бульдозером. Мое детство прошло в Дубовиках, и я помню, как это было. Самое печальное, что дорога эксплуатировалась недолго, до строительства нового шоссейного моста, с его вводом в строй весь транспорт опять стал двигаться по отремонтированной старой окружной дороге. Так и получилось: ненужная дорога есть, а уникальные памятники языческой культуры уничтожены. Из 10 сопок сохранилась только одна (видимо, случайно) на правом берегу Волхова у нового шоссейного моста. Она тоже хорошо видна со старого моста, на котором мы находимся.

О сопках, языческих могильниках, можно рассказывать очень много, этот обряд погребения праха после сожжения тела на кострище описан у многих историков. Кстати, самая большая сопка находилась на том месте, где сейчас расположен музей истории города Волхова (бывший дом главного инженера Волховстроя Г.О. Графтио). Маленькая деталь: по документам, на вершине этой сопки останавливалась для чаепития Екатерина II. Обряд погребения у славян отражал их религиозные языческие верования — обожествление сил природы. Если мы, стоя на мосту, посмотрим на левый берег, то перед нами — парк Ильинка. Предположительно, в первые века нашей эры на месте Ильинки находилась священная языческая роща. Об этом, кстати, писала газета "Волховские огни".

Трудно со всей определенностью сказать, так ли это, археологические раскопки здесь не велись. Но, согласитесь, когда идешь сейчас по этому парку, что-то сказочно-мистическое чувствуется. Такая вот энергетическая связь времен…А имена славянских богов опять же отражены в топонимах нашего края — деревня Велеша (в честь бога Велеса — покровителя скота), Перынь — в честь бога грома и молнии Перуна. А, может, и Ладога — в честь бога мира и согласия Ладо? Тогда какая красивая версия выстраивается: Ладога — это место, где мир и согласие! Но, увы, это только версия. Хотя у славян, в отличие от многих народов, бога войны не имелось. А вот бог мира и согласия, Ладо, — был.

А мы движемся дальше… В средневековье… Городища продолжали развиваться, на их месте возникли села и деревни, города, ведь по реке Волхов проходил знаменитый путь "из варяг в греки", река видела и торговые суда разных стран, и военные дракары викингов-варягов. Но знаменитые волховские пороги часто играли роль "замка" русских земель. Мы стоим на мосту прямо над порогами, которые скрылись под водой после постройки плотины в 1926 году.

Коварные пороги

Тянулись они на 12 километров и "кормили" местных жителей, которые часто нанимались лоцманами и проводили торговые суда через клокочущую воду. О порогах тоже сказано очень много, начиная с Адама Олеария. Ярче всего они описаны в стихах неизвестного автора, опубликованных в газете "Озерной край" в 1913 году.

"В порогах"

На катер сели мы, на веслах лоцмана,

А сотский на руле. Вот все перекрестились,

Отчалили и молча в быстрый путь пустились.

Чрез несколько минут порога пасть видна.

Чу! Шумно как идет там бурная волна…

Гребок, другой — и мы в пороге очутились,

И волны нас несут… О, как теперь грозна

Река в водоворотах… Камни оголились…

На весла налегли отважные гребцы,

А сотский им еще: "Дружнее, молодцы!"

И вдаль глядит, фарватер бурный наблюдая.

Вот всех обдало вдруг прохладною водой,

И вздрогнул катер, волны грудью рассекая,

Меж Сциллой и Харибдой мчась вперед стрелой.

Сонеты подписаны инициалами "М.Ч." Непонятные слова разъясняются: концевой — помощник лоцмана; сигнальный шар на порогах спускается при аварии; паузок — мелкое судно; счалки — два паузка, счаленные вместе; отурна — тумба на барке для крепления снасти и т.д.

Без трактиров на сплаве не обойтись, здесь можно было относительно недорого купить сытный обед. По воспоминаниям А.В. Егоровой, 1902 г.р., в деревне Дубовики такой трактир у пристани предлагал традиционное меню: борщ и пшенную кашу. Кстати, предположительно и название деревни Дубовики связано с лоцманским промыслом. Лоцманы имели дубовые прочные шесты, с помощью которых проводили баржи через пороги.

Принятие христианства привело к появлению храмов, которые украшают берега Волхова. Первые письменные свидетельства о них (в частности, о Михайловском) мы находим в документах XV века. С моста хорошо виден лишь Ильинский на левом берегу, но недалеко от плотины находится еще один — Михайловский храм.

Волховские храмы

А на правом берегу Петропавловский деревянный храм стоял с XVII века, именно сюда заходили лоцманы и купцы помолиться святым Петру и Павлу о благополучном преодолении последнего самого большого порога, который так и назвали — Петропавловский. Храм этот сейчас восстанавливается (пусть и не на том же месте) в правобережье Волхова, а вот название большого некогда села остается советским — Халтурино. Представляется, что возвратить прежнее название (Петропавловское) этому микрорайону города было бы справедливо со всех точек зрения.

Так река давала жизнь нашему краю: по ней шла торговля, здесь ловили знаменитых волховских сигов, жители занимались лоцманским промыслом. Часто встречаем выражения местных крестьян: "Волхов-батюшко", "Волхов-кормилец". И названия деревень — Кисельня, Званка, Гостинополье — отражали занятия местного населения.

Но вот перед нашими глазами открывается промышленная панорама: железнодорожный мост, ГЭС, трубы завода.

От Званки до Волховстроя

В XX веке началась промышленная история Приволховья. Через деревни Званка и Дубовики должна была пройти железная дорога Петербург — Вологда. Сооружение железнодорожного моста через реку Волхов было начато в сентябре 1902 года, окончено в марте 1905 года. Государственную комиссию по приемке моста в эксплуатацию возглавлял известный ученый-мостостроитель профессор Н.А. Белелюбский. 1 января 1906 года через станцию Званка и новый железнодорожный мост проследовали первые поезда на Вологду.

А город Волхов своим рождением обязан знаменитому советскому плану ГОЭЛРО. В 1918г. началось строительство Волховской ГЭС, 19 декабря 1926г. она вступила в строй и была крупнейшей в Европе.

"Дворец на воде"

Так называли нашу ГЭС, и действительно, архитектор И. Мунц так органично вписал здание электростанции в местный ландшафт, что ГЭС стала образцом промышленной архитектуры, и мы можем любоваться ею в любое время года и суток, хотя ночью она особенно прекрасна. Не случайно выражение "Огни Волховстроя" стало таким популярным. Мощная энергетическая база позволила начать развитие энергоемкого производства промышленного алюминия. Потребность в нем была очень велика, страна его покупала за рубежом по цене золота, т.к. своего не производила. И вот 14 мая 1932г. на берегах Волхова рядом с Волховской ГЭС вступил в строй первый в СССР Алюминиевый комбинат, началось отечественное производство "крылатого металла". Это был колоссальный экономический прорыв.

В 1933г. поселок строителей и рабочих ГЭС и комбината получил статус города. На карте страны появился молодой город Волховстрой, который в 1940г. был переименован в город Волхов, название "Волховстрой" сохранилось за железнодорожной станцией.

Младший брат Ленинграда

Следующая страница нашей экскурсии связана с событиями Великой Отечественной войны. На правом берегу реки — памятник "Героическим защитникам Волхова", впереди, на левом берегу — круговая панорама, где отражена военная история города. Панорама, выполненная известным волховским художником А. Гайлисом, была утрачена в "лихие 90-е ", но в 2016г. благодаря усилиям семьи художника и общественности ее удалось восстановить.

С 1941 по 1944г.г. наш город был прифронтовым, эти даты высечены на стеле, стоящей на правом берегу Волхова. Кстати, она сооружена на том месте, где в 1941г. стояла зенитная батарея. Поэтому три пилона напоминают нам зенитные орудия, а внизу, под обрывом, установлена настоящая зенитная пушка, как память о войне. Жизнь города в годы войны — отдельный рассказ, сейчас скажем лишь, что фронт, действовавший с 1941 по 1944 годы, не случайно назывался Волховским. Именно защитники Волхова не позволили прорваться фашистам к Новой Ладоге в ноябре 1941г. и замкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда. Именно Волховская ГЭС единственная в 1942г. давала ток осажденному Ленинграду. Именно Волхов, Ладога, Сясьстрой принимали эвакуированных ленинградцев и раненых фронтовиков. Пройдите по улицам нашего города, многие из них хранят память о войне: Авиационная, Лукьянова, Вали Голубевой, Федюнинского. Мемориальные доски на зданиях школ напоминают о том, что здесь располагались эвакогоспитали. Прочтите пронзительные строки из стихотворения А. Гитовича "На Волховском фронте", и вы поймете, какой великой нравственной силой обладали те, кто встал здесь насмерть…

Закончилась советская эпоха, город пережил разруху 90-х и продолжает развиваться: новые мосты "повисли" над водами седого Волхова; реконструирована и продолжает сиять огнями Волховская ГЭС, бывший ВАЗ стал предприятием "ФосАгро" и продолжает работать; шумит Ильинский парк, восстановлены храмы…

Старый мост надеется и ждет

Дорогие мои земляки-волховчане, наша экскурсия между двумя берегами реки Волхов заканчивается. Наверное, вы согласитесь со мной в том, что в последнее время наш город меняется к лучшему. Реконструирован городской парк, оборудованы детские площадки, строятся новые дома. А может быть, настало время и для реконструкции старого моста? Пусть он останется пешеходным, и по нему будут ходить экскурсанты — и сами волховчане, и гости нашего города. Вроде бы и надо не так много: заасфальтировать или положить плитку, починить перила, сделать освещение, установить информационные щиты. Подобный опыт есть у Новой Ладоги. Мы, историки, могли бы отобрать необходимую информацию. Я, например, готова провести экскурсию по этому мосту с теми, кто пожелает участвовать в этом проекте. Экономисты, конечно, просчитали бы необходимые расходы, а администрация провела кампанию по привлечению средств. Думаю, что подключились бы и волховские художники. И сохранилась бы великая связь между прошлым и будущим нашей земли… Или это наивная утопия в наше время рыночной экономики, а?…

А старый мост ждет и надеется, что станет той связующей нитью, которая соединит прошлое и настоящее Волховской земли…

 

Таким был Петропавловский храм

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.