16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

Главная / Статьи / Почему тебя назвали Званкой?
18.12.2017 10:36
  • 82
  • 4

Почему тебя назвали Званкой?

Фото из архива музея

К моменту образования города Волховстроя, к 1933 году, одним из крупных населенных пунктов на территории будущего города был рабочий поселок Званка. Его история начинается в 1904 году, когда мимо маленькой деревушки Званка пролегла железнодорожная ветка Санкт-Петербург — Вологда.

Почему тебя назвали Званкой?

За какие добрые дела?

И кого, светя огнями ярко,

Ты к себе настойчиво звала?

Суета обычная вокзала

День и ночь — какой уж тут уют!

Только сколько путников усталых

Здесь находят временный приют…

К моменту образования города Волховстроя, к 1933 году, одним из крупных населенных пунктов на территории будущего города был рабочий поселок Званка. Его история начинается в 1904 году, когда мимо маленькой деревушки Званка пролегла железнодорожная ветка Санкт-Петербург — Вологда.

В мае 1901 года император России Николай II утвердил строительство железной дороги от Санкт-Петербурга через Тихвин до Вологды. Эта была первая магистраль, которая пролегла через Волховский край.

Строительство дороги началось в ноябре 1901 года. Одновременно к сооружению дороги протяженностью 550 верст приступило четыре тысячи рабочих. Вскоре после начала строительных работ на 114-й версте от Санкт-Петербурга, вблизи небольшой деревни Званка, что на левом берегу Волхова, было выбрано место для будущей железнодорожной станции с таким же названием. Так в левобережье Волхова пришла новая жизнь.

Появление станции Званка именно в этом месте было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, по реке Волхов в деревню Званка стали поступать необходимые для строительства материалы. Во-вторых, район вблизи деревни Званка был весьма населенным, что во многом облегчало решение вопроса набора рабочей силы на строительство. В-третьих, планом строительства предусматривалось сооружение ветки длиной в 12 верст до деревни Свинкино (получившей название Гостинопольской). Поэтому логично, что станцию решили строить в том месте, где железная дорога делала развилку. 30 июля 1904 года станция Званка была открыта.

Со строительством железнодорожной ветки на Вологду в 1902 году начинается возведение железнодорожного моста через реку Волхов. Автором проекта моста стал ученый, профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков, ранее спроектировавший мост через Енисей. Материалами для строительства моста послужили колотый валунный камень с острова Валаам и песок из Сясьских Рядков.

Первым был заложен устой на правом берегу Волхова осенью 1902 года. А с наступлением зимы, когда лед на реке стал крепким, приступили к установке кессонов на дно Волхова. Летом следующего года начался монтаж пролетов моста. 7 мая 1905 года мост был открыт для эксплуатации. Качество строительства подтверждает памятная доска с исторической надписью: "Мост через реку Волхов. Отверстием 176 сажень. Начат в сентябре 1902 года. Окончен в марте 1905 года. При начальнике строительных работ, инженере путей сообщения — В.А. (Валерьян Алексеевич) Саханском. Производитель работ — инженер путей сообщения В.А. (Владимир Акимович) Фесенков. Заводом Рудзкий и Ко". Сегодня эта доска хранится в музее истории г.Волхова. После окончания строительства моста В.А. Фесенков издал книгу "Постройка моста через реку Волхов", где содержится полный отчет о строительстве.

Одновременно с сооружением железнодорожного моста велось строительство паровозного депо, вокзала и других железнодорожных служб. Первоначально вокзал находился в другом месте, ближе по направлению к реке. Здание вокзала было деревянным, мимо него тянулись три разводные ветки железнодорожного пути.

Движение по магистрали открывалось участками, сначала до Тихвина, затем до Череповца. С 1 января 1906 года началось регулярное движение поездов из Санкт-Петербурга до Вологды и обратно. Очень скоро железнодорожная станция Званка по числу прибывших и отправленных пассажиров (около 27 тысяч в год) заняла одно из первых мест среди остальных станций новой железной дороги. Ежедневно через Званку к Санкт-Петербургу проходило 5 пассажирских поездов и столько же в обратном направлении.

Возникший возле станции поселок получил название Званка. Первые частные дома для семей железнодорожников появились в районе нынешнего рынка и Дома культуры железнодорожников. Известно, что несколько добротных домов построил Аким Степанов. От этих домов до железной дороги надо было идти по тропинке да по трем дощечкам. В шутку железнодорожники называли этот район "Лягушкина дача". Не менее звучно называлось и место на окраине поселка, вблизи маленькой деревни Борисова Горка, — "Обитай". Это название, характерное для рабочих окраин, сразу прижилось среди местных жителей. Пройдут годы, в этом районе будут построены многоэтажные жилые дома, а на том месте, где находилась маленькая деревушка Борисова Горка, появится улица Борисогорское Поле. Но волховчане так и будут называть этот район "Обитаем". На сегодняшний день название "Обитай" официально закреплено за жилым микрорайоном города.

…Дома, построенные рядом с вокзалом и паровозным депо, образовали первую улицу, названную после 1917 года именем известного революционера Феликса Дзержинского. По воспоминаниям старожилов, именно эта улица была главной в поселке. Типовые одноэтажные деревянные дома стояли по обе стороны улицы. До недавнего времени сохранялись несколько домов той эпохи. Это дом № 19, который был построен в 1904 году. Сначала он был жилым, потом в нем размещался НКВД. Рядом с домом была спортивная площадка для тренировок. За ним следовали дома такой же постройки. В них жили семьи железнодорожников, а также размещались разные железнодорожные службы: материальный склад, дом для отдыха кондукторских бригад, почта, пекарня, магазины, а также образовательные, медицинские и культурные очаги.

Уже 15 декабря 1906 года в Званке открылось общеобразовательное одноклассное железнодорожное училище. Начальник Северных железных дорог в рапорте в Управление железных дорог от 2 июня 1911 г. приводит интересные сведения об этом училище. Кроме общеобразовательных предметов здесь преподавали рукоделие, рисование, пение, столярное ремесло, выпиливание, выжигание. В 1911 году в училище обучалось 20 мальчиков и 22 девочки.

Позже, в 1919 году, в Званке открыты и работают две школы. Решалась также проблема обучения профессиональных кадров. В том же 1919 году были открыты железнодорожные курсы. А с 1924 года начинается история железнодорожного профессионально-технического училища № 229 (ныне — политехнический техникум). Именно тогда при железнодорожных мастерских станции Званка была организована школа фабрично-заводского обучения. Главной задачей ФЗУ стала подготовка слесарей по ремонту паровозов и вагонов.

После второго набора слушателей школу перевели на станцию Мурманские Ворота. В трех зданиях, отведенных для ФЗУ, размещались учебные классы, общежитие, кухня, столовая. Для культурно-массовой работы ребятам был предоставлен деревенский клуб. С 1962 года училище № 229 размещалось в здании бывшего паровозного депо по улице Дзержинского.

В 1920-е годы в Званке открывается "детский очаг" для детей дошкольного возраста. Это был маленький деревянный дом с площадкой для прогулок на улице. С детьми работали воспитатель и медсестра.

Успешно решался и вопрос медицинского обслуживания населения в Званке. Известно, что в 1909 году уже работал приемный, или амбулаторный покой, фельдшером которого был Алексей Васильевич Шевчук, акушеркой Евдокия Ивановна Якименко. В 1916 году в Званке начинается строительство нового лечебного стационара на 125 коек. 1 апреля 1918 года стационар принимал первых больных. В стационаре были терапевтическое, детское, хирургическое и родильное отделения. Первым начальником больницы был Николай Иванович Шустов, до 1917 г. работавший врачом в лазарете имения Ильинских.

В тяжелых условиях приходилось работать медикам в годы Первой мировой войны, особенно когда началась эпидемия сыпного тифа. Больница была переполнена. Одежду зараженных больных обрабатывали домашним способом, в духовках обычных дровяных печей. Позднее во дворе больницы были оборудованы прачечная с сушилкой и отдельно построена кухня. Одновременно при больнице были организованы сестринские курсы.

В это же время в поселке открывается железнодорожная поликлиника, где помимо амбулаторного приема велось оказание помощи на дому и на линии. При поликлинике имелась своя дрезина и лошадь. Работал здравпункт в паровозном депо. Работал страховой актив, страхделегаты которого навещали больных на дому. Велась просветительская работа с местным населением. В 1928 году в больнице появилась рентгеновская установка.

Культурная жизнь Званки была сосредоточена в "шпальном клубе" (здание клуба было сложено из шпал, отсюда и название). Снаружи клуб имел вид обычного сарая. Внутри находился зал со сценой. Впоследствии здесь демонстрировалось немое кино. А разобрав деревянные скамьи, местная молодежь устраивала танцы. Здесь же, в шпальном клубе, проводились собрания железнодорожных служащих. Была при клубе своя библиотека. Для пополнения фондов библиотеки использовались помещичьи библиотеки. Число книг составляло 10 тысяч томов. Был даже свой самодеятельный театр, спектакли которого ставились на сцене клуба. Сохранилась афиша за 1909 год. На ней сообщение о том, что даются два спектакля: "На бойком месте"" и "Медведь" А.П. Чехова. В постановке спектаклей участвовали машинисты паровозов, мастера и рабочие. Репертуар театра был довольно разнообразен, как и состав зрителей. В антракте играл струнный оркестр балалаечников-любителей под управлением машиниста Тимофеева. Театр железнодорожников славился на весь Новоладожский уезд, знали о нем и на других станциях Николаевской железной дороги.

В 1920-е годы шпальный клуб разберут, и новый железнодорожный клуб ненадолго разместится в одноэтажном деревянном здании вблизи вокзала. А уже в 1929 году клуб железнодорожников Званки вместе с библиотекой переехал в новое двухэтажное здание. Сегодня оно называется ДК "Железнодорожник" и является одним из красивейших в левобережье города.

Вот так железнодорожное строительство, начавшееся в нашем крае в начале ХХ века, положительно сказалось на его дальнейшем развитии. Хотя железная дорога прошла по средней и южной части Новоладожского уезда, ее строительство имело большое значение для всей местной экономики. Крестьяне из окрестных деревень получили возможность быстрее и без лишних затруднений доставлять продукты своего хозяйства на рынок в Петербург. Кроме того, железная дорога — это новый рынок труда и надежный источник заработка.

Толчок дальнейшему железнодорожному строительству дала начавшаяся Первая мировая война. В ходе войны царскому правительству России необходимо было установить связи с союзниками через Северный Ледовитый океан. По этой причине и началось строительство Мурманской железной дороги. Дорога должна была стать важной коммуникацией, а также способствовать освоению природных богатств русского севера. В 1915 году начал эксплуатироваться участок Званка — Петрозаводск протяженностью 280 км. В 1917 году было закончено строительство всей Мурманской дороги общей протяженностью 1328 км. С этого времени станция Званка приобрела значение крупного железнодорожного узла, усилившего связь центра России с Беломорьем.

В годы, предшествующие Первой мировой войне, в Званке шла активная политическая жизнь: были партии социал-демократов, эсеров и меньшевиков. Именно здесь происходят первые крупные политические выступления рабочих, например, в 1908 году состоялась первая крупная забастовка званковских рабочих. А в 1914 году была проведена первая рабочая маевка. По воспоминаниям старых рабочих, ячейка партии социал-демократов была организована в Званке в 1911 году, она состояла из нескольких человек и, оставаясь в подполье вплоть до февральской революции, сыграла немалую роль в установлении Советской власти как в самой Званке, так и в прилегающих к ней деревнях и поселках: Лисичках, Борисовой Горке, селе Михаила Архангела.

Здесь уместно вспомнить человека, чья могила до сих пор находится не на кладбище, а на привокзальной площади Волхова. Александр Фролович Рудак — слесарь Званковского депо, один из первых большевиков Званки, герой гражданской войны. В апреле 1919 года в районе Олонца началось наступление белофиннов, возник Лодейнопольский фронт. В Званке из числа железнодорожников был сформирован отряд, в состав которого вошел и А.Ф. Рудак. Званковский отряд в составе 7-й армии принимал участие в разгроме белофиннов. В одном из боев, поднимая бойцов в атаку, Александр Рудак был тяжело ранен, доставлен сначала в Лодейнопольский госпиталь, затем в Петроград, где и скончался от ран 20 мая 1919 года. Друзья перевезли тело Рудака в Званку и похоронили возле станции, установив на могиле памятный знак.

Всего в 1919 году было мобилизовано в армию 165 званковских железнодорожников. Наша станция не попала в полосу сражений гражданской войны, но последствия сражений наложили свой отпечаток: 97% паровозов и 72% вагонов требовали капитального и среднего ремонта. По всей стране, в том числе в Званке, была транспортная разруха. В то время рабочие депо Москва — Сортировочная провели первый субботник.

Трудовой почин энтузиастов свободного труда на общее благо был поддержан званковскими железнодорожниками. Первый субботник в Званке проведен 30 августа 1919 года, в нем приняло участие 146 человек. После этого дня субботники стали проводить каждую неделю. А с 1-го по 7-е марта 1920 года была проведена "неделя транспорта ". В результате принятых мер транспортный узел Званка удалось вывести из прорыва.

К этому времени значительно вырос и рабочий поселок Званка. В районе нынешнего рынка велось строительство частных домов для семей железнодорожников. В поселке появилась еще одна улица — Коммунаров. На этой улице размещались: поселковый совет, партийный и комсомольский комитеты. Званковский РКСМ (Рабоче-Крестьянский Союз Молодежи) был организован в 1919 году. В 1921 году из детей железнодорожников был создан первый пионерский отряд. Летом для детей открыли пионерский лагерь. А поселок Званка продолжает расширять свои границы, строятся новые дома, появляются новые улицы.

Большую роль сыграл званковский железнодорожный узел в начавшемся строительстве Волховской ГЭС. К строительной площадке будущей электростанции специально была проложена узкоколейка. За все время строительства первенца ГОЭЛРО железнодорожники Званки перевезли миллионы тонн строительного груза.

Автор: О.НИКОЛАЕВА
директор музея истории г.Волхова

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Вверх