16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

Главная / Статьи / Сколько лет городу Волхову?
30.11.2017 11:55
  • 38

Категории:

Сколько лет городу Волхову?

Совсем скоро, менее чем через месяц, мы будем отмечать день рождения нашего любимого Волхова — города советских первенцев, Города Трудовой доблести и славы. Мы привычно считаем годом его основания 1933-й год, когда 27 декабря Указом Президиума ВЦИК рабочий поселок Званка преобразован в город Волховстрой. Получается, в этом году Волхову исполнится 84 года. Но есть и другое мнение.

Поселение у порогов

Историю городов, что расположены по реке Волхов, надо начинать с рассказа именно о реке, ибо это место особое в русской истории.

В древности путями сообщения были водные просторы морей, озер и рек, плавания осуществлялись вдоль берегов, а точнее, вдоль береговой линии. Река Волхов имела преимущественное геополитическое положение со стороны Балтийского моря. Скандинавы плавания начинали от Средней Швеции, осуществляя торговлю со странами Исламского мира и Византии через далекие земли Руси. Путь проходил от озера Меларен, где сейчас расположен город Стокгольм. Озеро Меларен представляет собой тянущийся на сотни километров глубокий фьорд с тысячами островов. Далее путь лежал вдоль Аландских островов к побережью современной Финляндии. Финский залив, река Нева и Ладожское озеро — озеро Нево, которое своей обширностью производило впечатление больше, чем Финский залив. Войдя в устье реки Волхов, мореплаватели начинали понимать, что морской путь окончен и начинается его континентальная часть — пороги, волоки и постоянная опасность нападения с берега. Далее был исток реки, озеро Ильмень, особым геоположением собравший всю обширную речную сеть Восточной Европы. Здесь сходились река Ловать, открывавшая путь к Днепру через Западную Двину и ее притоки, реки Пола и Мста, выводившие к Волге, Шелонь, направлявшая свои воды на запад. Здесь образовался водный транспортный узел Восточной Европы. По Волхову проходили два крупнейших торгово-военных пути средневековья: Балтийско-Волжский путь и путь из "варяг в греки", расходившиеся только в истоке Волхова. Первый из них сыграл особую роль и очень значимую. При организации торговли с исламским Востоком этот путь был единственным источником поступления серебра в Восточную Европу, часть его оставалась здесь, другая же водным путем шла в страны Балтийского региона.

В эпоху средневековья основой экономического развития любого государства являлось сельское хозяйство. Земли Поволховья находятся в зоне неустойчивого земледелия, таким образом, они не могли составлять основу экономического роста. "Край сам по себе бедный, — отмечал известный русский археолог А. А. Спицын, — но он лежит между Востоком и Западом и потому при усилении Востока приобрел большое значение как неизбежный посредник в торговле". Торговля в древности — это не просто обмен монет на различные товары, она вовлекала в товарооборот всю местную экономику: стимулировала охоту на пушного зверя, развитие различных ремесел, подготовки мест торговли и обмена, ремонт судов, давала работу лоцманам. Для территории Северной Руси в конце I тыс. н.э. она оказалась полюсом экономического роста и становления ранней государственности. Именно внешняя торговля концентрирует население по р. Волхов в ее низовье и верховье. В нижнем течении в раннем средневековье идет образование города Ладога и крупных поселений у Гостинопольских и Волховских порогов. Раскопки последних лет в наших местах показали, что поселение Дубовики функционировало одновременно с древней Ладогой. Это место было последней остановкой перед трудным рубежом. Перед пунктом, где жили "работники порогов", те, кто непосредственно физически перетаскивал суда, частично шла перегрузка товаров.

Волховские пороги с глубокой древности играли значительную роль в развитии Древней Руси и становлении ее центров. Думается, что своим рождением современный город Волхов обязан именно порогам.

И хотя нельзя упрощать и проводить прямую линию между древним поселением у порогов и современным городом, все-таки это полноценное прошлое города, и надо бы сохранить немногочисленные памятники древности, которые еще остались в его округе.

Начало ХХ века — время рождения города Волхова

5 мая 1901 года император России Николай II подписал Высочайший указ о строительстве железной дороги от Обухова до Вологды через Тихвин. На территории Новоладожского уезда дорога проходила через Михайловскую волость. 1 сентября того же года последовал Высочайший указ об отчуждении земель. Проектные работы были выполнены в кратчайшие сроки. Царское правительство хотело как можно быстрее связать северные и восточные районы с центральной Россией. К России пришло понимание значения железных дорог в жизни страны. Н.Г. Гарин- Михайловский писал: "Наши железные дороги необходимы, как воздух, как вода. Восток гибнет от того, что нет дорог".

Сентябрь 1902 года для жителей Новоладожского уезда стал особенно памятным: сюда прибыли первые рабочие — строители железнодорожного моста через реку Волхов.

Место будущего моста выбрали чуть ниже знаменитых волховских порогов, напротив деревни Дубовики. На десятки километров не только Новоладожского уезда, но и далее не было ни одного моста через реку. Руководил работами известный инженер-строитель В.А. Саханский и инженер В.А. Фесенков. Предстояло построить огромный железнодорожный мост длиною 176 саженей (376 метров). Это было сооружение, которое воплотило в себе передовые технологии того времени по сборке больших стальных конструкций. Конструкции моста изготовлялись на заводе "К. Рудзский и К0" в Санкт-Петербурге, по реке доставлялись в д. Званку и далее на место строительства, где собирались в конструкции будущего моста. Таким же путем доставлялись и другие строительные материалы: рельсы, цемент, оборудование.

Ещё до окончания проектных работ началась отсыпка земляного полотна, "насыпи" к мосту, будущей станции, паровозного депо, путевого хозяйства, линий связи — всего необходимого для работы. Проектом предусматривалось строительство железнодорожной ветки, которая перед мостом делала поворот направо и шла вдоль реки Волхов до деревни Свинкино. Если основная линия строилась за государственный счёт, то ответвление — за частный капитал. Так вместе с первыми строителями в тихую захолустную деревню Званка пришла новая жизнь. К сооружению железной дороги одновременно приступило около четырех тысяч рабочих. На первоначальном этапе к строительству привлекались военнослужащие царской армии, использовались они в основном на земляных работах.

Одновременно строился и поселок — это были дома барачного типа, рабочие арендовали жильё и в ближайших деревнях. Район Званки был многонаселенным, что давало возможность решать вопрос с набором рабочей силы.

Первым на станцию Званка пришло телеграфное сообщение. Работы велись со стороны г. Санкт-Петербурга, это было в конце ноября 1902 года. Телеграфная связь была установлена на всех станциях, появились аппараты системы Морзе.

Весь 1902 и 1903 года велась отсыпка земляного полотна. Большие трудности представляли Вячковское и Зеленецкое болота, но осенью 1903 года земляные работы в основном были закончены, началась укладка верхнего строения пути, на одну версту укладывали 1400 шпал.

30 июля 1904 года были закончены работы по оборудованию средств управления движением и была открыта станция Званка. Станция расположилась в двух километрах от будущего моста через реку Волхов и имела три приемоотправочных пути и здание вокзала с помещением по управлению поездами. В этом же году открылось движение на участке Обухово — Званка. С открытием постоянного движения на Санкт-Петербугском направлении пострадали извозчики, которые занимались перевозом пассажиров в столицу и обратно.

1905-й стал годом введения в эксплуатацию основных сооружений по строительству железной дороги. В марте этого года вступил в строй железнодорожный мост. Он был построен в рекордно короткие сроки. В этом же году введено в эксплуатацию коренное депо, или ремонтные мастерские по ремонту подвижного состава. В отчете о его укомплектовании необходимыми механизмами читаем: "Званковское коренное депо имеет оборудованные малые мастерские, поворотный круг усовершенствованной системы Селлорса диаметром 64 фута (19,5м). Установлен локомобиль, трансмиссия и привод. Число паровозных стойл — 12, длина стойл — 10,5 саженей, козлы подъёмные по 60тонн — 1шт., горны кузнечные двойные — 2шт., печь для закалки инструмента — 1шт.". Было и другое оборудование, необходимое для ремонта паровозов и вагонов. Так возник первый пролетарский поселок в Южном Приладожье — Званка.

В донесении Хозяйственного отдела Управления по сооружению железных дорог от 28 сентября 1905г. говорится, что "15-го сентября 1905г. на ветви Званка — Гостинополье — Пристань открыто временное товарно- пассажирское движение". На карте России появилась маленькая станция Гостинополье, которой дали название по известному на всю Россию торговому селу на противоположном берегу реки Волхов. Это был первый речной порт на Волхове, где осуществлялась перевалка грузов с воды на железную дорогу. На этом направлении были построены станции Михайловская (Новооктябрьская) и Пороги.

Движение открывалось отдельными участками, после введения в эксплуатацию моста было открыто движение до Тихвина, затем до Череповца, а в августе 1905г. — до Вологды. С 28 сентября по 3 октября на всём протяжении дорога была освидетельствована комиссией и сделано заключение на постоянную эксплуатацию построенной железной дороги. 1 января 1906 года началось регулярное движение от Санкт-Петербурга до Вологды. С вводом регулярного движения по железной дороге многие безземельные крестьяне получили работу по ее обслуживанию. После открытия движения по просьбе гласного Новоладожского уездного земского собрания князя Н.И. Шаховского была открыта платформа Дубовики, от которой впоследствии началось проектирование направления на Мурманск, будущего разъезда Дубовики.

В 1915 году введена в эксплуатацию линия разъезд Дубовики — станция Михаила Архангела — Петрозаводск протяженностью 280км. 17 мая 1917 года особым циркуляром по Мурманской дороге были переименованы ряд станций, в том числе и станция Михаила Архангела. Ее назвали Мурманскими Воротами. Окончательное строительство Мурманской железной дороги шло в 1917 году, и небольшая станция Званка приобрела значение важного железнодорожного узла северо-запада страны, связывающего европейскую часть России с Уралом, Беломорьем и Крайним Севером.

В 1918 году была открыта первая школа на территории будущего города, называлась она Званковской. Это была трехлетка, раскиданная по трем баракам. Первым директором был Владимир Викторович Воскресенский, который стал инициатором преобразования ее в начальную школу. Как видите, уважаемые читатели, все события по развитию нашего города на начальном его этапе были связаны с именем императора Николая II. Если внимательно посмотреть, то и проект Волховской ГЭС был разработан также в период правления императора — прошло несколько его обсуждений на уровне правительства.

Октябрь 1917 года принес новую идеологию, началось строительство нового государства, новой истории. Всем хотелось забыть прошлое и ничего с ним не связывать. Из этих идеологических соображений у города отняли двадцать девять лет его истории, а может быть и больше.

В заключение мне хотелось бы обратиться к руководству города, депутатам, общественным организациям с предложением организовать конференцию и обсудить, сколько же лет нашему городу?

P.S. Проблема, которую поднимает уважаемый Георгий Григорьевич в данной статье, непроста. Нисколько не умаляя заслуг строителей Волховской ГЭС и алюминиевого завода, он лишь предлагает вспомнить первостроителей станции Званка и отдать должное их вкладу в историю нашего города. Редакция поддерживает предложение автора о проведении общественного обсуждения данного вопроса.

Автор: Г. Самсоненко
кандидат исторических наук, профессор

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Свежий номер газеты просмотреть и скачать можно здесь

Вверх