Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

01.12.2016 11:38 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 02.12.2016 г.

Когда закончилась война…

К 80-летию Волховской средней  школы № 6.

Из воспоминаний  Г.И. Жолобовой

В этом году наша школа отмечает 80-летний юбилей. Совсем скоро, 16 декабря, она распахнёт свои двери  друзьям, гостям, выпускникам, пригласит их на торжественный праздник, посвящённый юбилею. А пока большой коллектив учащихся, учителей, родителей, учителей — ветеранов педагогического труда готовится к предстоящему торжеству.
80 лет! Много это или мало? Для истории страны это небольшой временной период. Для человека — целая жизнь! А для школы — это часть истории страны, истории города, это 80 учебных лет, прерванных и искорёженных войной, это человеческие судьбы, детские забавы и взрослый профессионализм, это первые прочитанные книги и юношеский максимализм! Это прошлое и настоящее, пробы и ошибки, победы и звания, традиции и инновации — и всё это в  одном, родном и близком для многих волховчан названии  — Волховская школа №6!

3 ноября исполнилось 85 лет Галине Ивановне Жолобовой — прекрасному человеку, учителю, ветерану педагогического труда нашей школы. Мы поздравляем Галину Ивановну с юбилеем! Желаем здоровья, долгих лет жизни! И выражаем огромную благодарность за воспоминания и фотоархив, которые Галина Ивановна  подарила школе!
- Я проработала в шестой школе 6 лет учителем, 13 лет завучем, затем 14 лет в школе № 3 и 2 года — в школе №1, но самые светлые воспоминания у меня сохранились о любимой школе № 6. Пусть это была не совсем благоустроенная школа, тесная, со множеством трудностей, но зато коллектив учителей был сплочённый, целеустремлённый, дружелюбный, направленный на воспитание порядочных людей, на получение детьми хороших, крепких знаний.
После войны школа №6 возобновила свою работу в 1952 году (в первые послевоенные годы учебный процесс проходил в бараках на Октябрьской набережной). Здание школы находилось на улице Державина в микрорайоне Обитай, где было только два каменных двухэтажных дома, остальные дома — деревянные, частных домовладельцев.
В школе учились также дети с Октябрьской набережной (после окончания начальной школы № 4 на улице Зеленой), дети из деревень Званка, Плеханово. Автобусы по проспекту Державина в то время не ходили, маршрут их пролегал по дороге вдоль железнодорожного пути, поэтому ребята от автобусной остановки около старого моста через реку Волхов должны были идти пешком и в холод, и в непогоду. Опозданий не было.
В школе занятия проходили в две смены. Сначала во вторую смену занимались 1-4 классы, спустя несколько лет во вторую  смену пришлось также заниматься и ребятам 5а, 6а и 7а классам, проживающим около школы.
В школе было печное отопление, в каждом классе стояла огромная круглая печка, которую технички топили ночью.  Водопровода и канализации тоже не было. В сарае около школы находилось артезианская скважина, из которой вода электронасосом подавалась в здание.
На первом этаже находились кабинет директора, кабинет завуча, буфет, гардероб, медицинская комната и 5 классных комнат. На втором этаже разместились 7 классов и небольшой спортивный зал, который в дальнейшем разделили на 2 части, в одной оборудовали  библиотеку, а в другой -  кабинет домоводства. В здании школы были две лестницы, по одной только поднимались на второй этаж, а по второй только спускались.
Занятия начинались в первой смене в 8 часов 15 минут, а во второй в 14 часов.
В пятидесятые годы директором школы была Нина Фёдоровна Романкина. Это опытный педагог, учитель математики. Она начала свою педагогическую деятельность в 18 лет. Сначала работала учителем начальных классов, затем окончила заочно сначала учительский, а потом и педагогический  институты. Стала преподавать математику. На её плечи легли все трудности оснащения  школы (мебель, наглядные пособия и т. д.), комплектование учительского коллектива, формирование ученического контингента, организация учебного процесса и многое-многое другое. Большую помощь в этой работе оказывал ей молодой, энергичный завуч Кириллов Борис Александрович, коренной волховчанин, преподаватель истории.
В первые годы коллектив учителей был небольшой, но очень дружный. С 1952 года в школе работали Миничева Анна Ивановна, Григорьева Людмила Васильевна — учителя начальных классов, Демидова Таисия Дмитриевна, Сорокина Надежда Петровна, Дубровская Любовь Степановна, Зотова Людмила Михайловна — учителя русского языка, Кириллова Аза Ивановна, Ключникова  Любовь  Дмитриевна — учителя математики, Легостаева Татьяна Ивановна — учитель географии, Журавлёва Анна Петровна — учитель немецкого языка, Демидов Иван Дмитриевич — учитель физики и математики, Осетрова Валентина  Ивановна — старшая пионерская вожатая.
С 1954 года школа стала средней, появились 2 восьмых класса и новые учителя: математик Беляева Евгения Андреевна, в 1955 году Афанасьева Муза Ивановна, Исакова Елена Егоровна, Полетаева Зоя Михайловна — учителя начальных классов, Жолобова Галина Ивановна — учитель английского языка, Глушенкова Анна Ивановна — учитель биологии.
Каждый класс занимался в своей классной комнате. На стене над доской обязательно висел портрет вождя. На подоконниках — комнатные цветы, принесенные учениками из дома. Большую работу выполняли дежурные по классу. Они приходили в школу раньше всех, проверяли наличие мела, тряпки, наводили чистоту и порядок в течение всего дня, а после занятий убирали класс: протирали парты, подметали пол, мыли доску, выносили мусор в ящик на улице, до уроков и после уроков принимали и выдавали верхнюю одежду в гардеробе.
Старшие классы дежурили по школе. У них был большой объем работы: ребята приходили в школу за 30 минут до начала занятий, занимали свои посты у входа в школу, на лестницах, в коридорах, в рекреационных помещениях. После занятий мальчики распиливали дрова на мелкие чурки для кипячения воды в титане. Ребята не боялись никакой работы. Ходили на берег реки разгружать с баржи дрова для школы, разбили пришкольный участок под руководством учителя биологии А.И. Глушенковой, посадили яблони.
Примерно в году 1968-1969 силами учащихся проведена большая работа по озеленению проспекта Державина. Липы по правой стороне от школы до старого моста через реку Волхов посажены учениками и учителями школы №6. В Ильинском парке засажена кустами целая аллея.
В 1957 году в школе ввели уроки труда и домоводства. Первым учителем труда стал участник Великой Отечественной войны Винокуров Леонид Яковлевич. Он потратил много сил и энергии, чтобы оборудовать школьную мастерскую. Она располагалась в западном крыле школы на  первом этаже.

В школьной мастерской постепенно появились  станки, оборудование, инструменты. Для учеников сшили специальные халаты для работы. Леонид Яковлевич был строгим и требовательным. На уроках порядок и дисциплина. Сначала теоретическая часть, а потом работа в мастерской на станке или с инструментами.
Директор Нина Фёдоровна проявила настойчивость и добилась своего: во дворе школы началось строительство спортивного зала и отдельной мастерской, которое завершилось появлением своего собственного большого спортзала с раздевалками для девочек и мальчиков, комнаты для преподавателей и хорошими мастерскими для работы по дереву и металлу.
Учителем физического воспитания был Никитин Владимир Яковлевич. Ему обязана школа своими спортивными успехами, он прививал детям любовь к спорту, вырастил много сильных спортсменов. Лучшие спортсмены того времени: Бобочкина Татьяна, Егорова Надя — чемпионка в толкании ядра, Карцев Александр — чемпион города по настольному теннису, Кирин Николай — отличный лыжник.
Сначала в школе не было кабинетов физики и химии, но в 1958 году после окончания института в школе стала работать Колчина (Тихонова) Нина Константиновна, она и начала создавать кабинет физики. Нина Константиновна оставалась верна школе, вся её педагогическая деятельность связана с шестой школой. А кабинет химии создала Михайлова Зинаида Константиновна, создала его на пустом месте, в школе почти ничего тогда не было.
Школа росла, увеличивалось количество учащихся, появился новый учитель труда Романкин Олег Иванович. Он взял на себя всю работу по ремонту школьной мебели. Сломается стул — ребята бегут к Олегу Ивановичу. Он всегда помогал в ремонте. После окончания занятий и экзаменов в летние каникулы  создавалась ремонтная бригада из учеников. Её задача — ремонт мебели и посильная работа в подготовке школьного здания к новому учебному году.
В 1957 году завуч школы Кириллов Б.А. был назначен директором школы № 3, и в нашей школе появился новый завуч — Баландина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, отличный знаток литературы, влюблённая в свой предмет, читавшая наизусть все поэтические произведения, изучаемые в школе. Но проработала она недолго, в 1961 году вернулась в вечернюю школу, где работала раньше. В этом же году  завучем школы была назначена я,  проработавшая к этому времени 7 лет учителем английского языка. Всего я проработала в школе 19 лет (1954 — 1973). Как завуч проявляла заботу и оказывала методическую помощь своей коллеге, молодому специалисту, учителю английского языка Заекиной Нине Григорьевне.
В 1961 году произошло большое событие: вступила в строй школа-интернат на проспекте Державина, и мы распрощались с печным отоплением. Нас подключили к кочегарке и водопроводу школы-интерната.
Все годы в школе были пионерская и комсомольская организации. Первая пионервожатая — Осетрова Валентина Ивановна. Затем Бобочкина (Щетинина) Татьяна Васильевна (выпускница школы 1957 года), Пашкина (Петерсон) Маргарита Петровна (выпускница 1960 года), Огонькова (Бессонова) Галина Ивановна.
Больших успехов добилась комсомольская организация под руководством Зои Михайловны Полетаевой, заместителя директора по воспитательной работе. В 60-70-е годы в городе ежедгодно проводились смотры  художественной  самодеятельности учителей. Наша школа всегда принимала в них активное участие: была танцевальная группа, хор учителей, художественное чтение, квартет  народной и современной песни. Квартет составили Беляева Е.А., Исакова Е.Е., Афанасьева  М.И., Жолобова Г.И. Мы принимали участие в областном смотре  художественной самодеятельности в Ленинграде, в Доме Учителя (бывший Юсуповский дворец на Мойке), стали лауреатами конкурса, получили грамоты и премию.
Контингент учащихся школы был сложный. Классные руководители проводили большую работу по организации коллектива класса: пионерские сборы, заседания совета отряда, классные собрания, сборы макулатуры, металлолома, работа на пришкольном участке, субботники по уборке школы и классов, озеленение, художественная самодеятельность, политинформации… В начале каждого учебного года на педсовете выбиралась тема, над которой школа работала весь год. Так, например одной из тем было "Обучение и воспитание учащихся на примере жизни и деятельности В.И. Ленина". Все учителя работали над повышением своего идейно-политического образования: проводились один раз в месяц политзанятие и лекции в горкоме партии.
Учителя-предметники обычно выписывали себе журналы по своему предмету: "Русский язык в школе", "Иностранный язык в школе", "Учительскую газету". Все методические журналы и газеты: "Учительская газета", "Комсомольская правда", "Ленинская искра", "Пионерская правда" — выписывались библиотекой школы. Учителя-предметники и учителя начальных классов повышали свой методический уровень в методических секциях школы и города, давали открытые уроки, читали доклады, обменивались опытом работы.
Работая завучем, я посетила много уроков, но особенно интересны были уроки учителя начальных классов Афанасьевой Музы Ивановны. Она пришла в нашу школу в 1995 году после окончания Тихвинского педагогического училища. Сначала в течение года вела уроки пения, а с 1956 года — начальные классы. Уроки Музы Ивановны отличались четкостью, организованностью, динамичностью. У каждого урока была своя цель, а для ее достижения были указаны методы и приемы. Во время проведения уроков вносились необходимые коррективы. В конце урока подводился итог работы учащихся. Учащиеся получали объективные оценки. Учитель комментировал оценки, и ученики знали, за что и почему они получали именно такие оценки. Ко всем детям Муза Ивановна относилась спокойно, была всегда справедлива, доброжелательна, вежлива. К детям и родителям относилась с большим уважением, у нее не было любимчиков, поэтому дети ее любили и верили своей учительнице. Муза Ивановна никогда не называла своих учеников только по фамилии. Даже на уроке она говорила "К доске пойдет отвечать Надя Тиханович, Слава Крайнов.  Класс Музы Ивановны отличался сознательной дисциплиной, порядком. В классной комнате всегда было уютно, чисто, перед уходом домой после занятий дети приводили в порядок свою парту, свое рабочее место. Знания у детей были крепкие, со слабыми учениками  Муза Ивановна занималась дополнительно. Учителя-предметники, которые получали выпускников Музы Ивановны, всегда были ими довольны и хорошо отзывались об их подготовке. На протяжении многих лет при проведении проверок, контрольных работ классы Музы Ивановны показывали  хорошие результаты.  Музы Ивановна умела общаться не только с учениками начальных классов. Она несколько раз летом была воспитателем в комсомольско-молодёжном лагере, в совхозе, где работали старшеклассники нашей школы. И здесь она проявила свой талант хорошего, умелого организатора и руководителя.
За высокие показатели в учебной и воспитательной работе в течение многих лет Муза Ивановна была награждена значком "Отличник народного просвещения".  У нее редкий дар находить подход к ребенку любого возраста. Проработав 22 года в школе, она не менее успешно работала в течение  34 лет воспитателем в детском саду (общий стаж 56 лет). Она прививала детям навыки культурного поведения, проводила игры, занятия, готовила к школе. По отзывам учителей, получавшим группы Музы Ивановны в 1 класс, дети были всегда дисциплинированны, имели хорошие знания, были подготовлены к школе.
Первый директор Нина Федоровна Романкина проработала в школе 19 лет. Она честно и добросовестно выполняла свои обязанности, пользовалась большим авторитетом и уважением среди коллег, родителей и учащихся, всегда была спокойна, корректна, никогда не повышала голоса. За свою плодотворную работу была награждена орденом "Знак почета", многочисленными грамотами и благодарностями.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.