Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

27.10.2016 11:52 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 28.10.2016 г.

Волховстройка: от замысла до запуска

Автор: По материалам музея О. НИКОЛАЕВА
директор музея истории г. Волхов

Окончание истории создания Волховской гидроэлектростанции.
Начало в №41

На помощь электросиловцам пришли другие заводы Петрограда. Металлический и Балтийский заводы выполнили заказы по отливке корпуса статора и верхней крестовины; поковки и обработки вала и поковки полюсов ротора генератора сделаны заводом "Большевик"; стальная отливка ротора генератора весом 50 тонн — на заводе "Красный путиловец".
1923 год стал наиболее напряженным. Именно в этот год появилась возможность вести работу в широком масштабе по всему Волховстрою. К этому времени строительство имело: 5 компрессорных станций, 4 камнедробилки, 2 бетонных и лесопильный завод. Для снабжения топливом электростанций разрабатывалось Дубовицкое торфяное месторождение.
Основные работы 1923 года развернулись осенью в связи с началом сооружения 210-метровой плотины. Строительство ее решено было вести с использованием кессонов по способу, изобретенному начальником работ Волховстроя В.И. Пуговкиным и применяемому впервые в мировой гидротехнике. На строительство кессоны доставлялись с места их изготовления к месту установки на подводах с помощью плавучего крана собственной конструкции. С 4 по 24 октября 10 железобетонных кессонов были перевезены и опущены в точно установленные места, что обеспечило дальнейшую работу по сооружению плотины.
7 октября был закончен фундамент силовой станции и началось возведение здания. К середине ноября построен временный деревянный мост вдоль плотины. Стало поступать первое заказанное за границей оборудование. В сентябре из Финляндии прибыла партия бетономешалок, а 2 декабря из Швеции — 3 турбины. В декабре 1923 года рабочие дизельной станции Ф. Рябов, Б. Мошеренков и Д. Ушенин самостоятельно за 2 месяца изготовили 4 масленника, рубильник и предохранитель для токов высокого напряжения, которое отказался сделать электромашиностроительный трест. Ранее такие масленники в России не изготавливались.
Однако высокого темпа работ до конца 1923 года удержать не удалось. Пришлось сокращать и приостанавливать на территории строительства ряд работ по развитию железнодорожных путей, необходимых для развития экскаваторных работ по шлюзу и аванкамере, приостанавливать платежи по заказам материалов. Декабрь 1923 года — из-за вынужденной остановки части работ не закончена перемычка, из-за чего с речной стороны здание и весь котлован силовой станции со всеми прилегающими сооружениями затоплен.
В ноябре 1923 года вышел первый номер бюллетеня "Как строилась Волховская гидро-электрическая станция". Редакционная коллегия состояла из Г.О. Графтио, В.И. Пуговкина, К.М. Отса. На страницах этого номера напечатана статья Графтио "В грозу и бурю".
12 января 1924 года постановлением СНК денежное снабжение строительства восстановлено, срок сооружения назначен на конец 1925 года. Март-апрель 1924 года — до откачки воды из котлована и начала скальной выемки пришлось удалить из котлована свыше 170 кубических саженей льда, и бетонировка подводного массива здания силовой станции была начата лишь во второй половине лета 1924 года. Окончание работ передвинуто на конец 1926 года.
К апрелю 1924 года успешно закончен весь цикл кессонных работ на Волховстрое. Все 46 кессонов были установлены. От лица Волховского строительства Графтио выразил благодарность начальнику работ Пуговкину, начальнику гидротехнического отдела Веселаго, старшему производителю кессонных работ Крапивину, кессонному мастеру Башкову, всем сотрудникам и рабочим.
Интересная деталь: 5-му кессону волховстроевцы дали имя Д. Бедного. Ледоход 1924 года прошел поверх кессонов, не причинив им вреда, выдержал и деревянный временный мост.
 Май-сентябрь 1924 года — проведение интенсивных земляных работ. Май 1924-июль 1926 годов — бетонировка шлюза. В июле завершено сооружение ледозащитной стены, тем самым строительство было полностью защищено от ледоходов. К августу завершилась постройка Центрального бетонного завода, и Волховстрой получил возможность ведения бетонных работ широким фронтом.
Август 1924-февраль 1925 годов — время проведения интенсивной бетонной кладки. Всего в 1924 году уложены в основные сооружения плотины и гидростанции более 100000 кубометров бетона и железобетона. В сентябре 1924 года начаты работы по прокладке кабельной сети 35 киловольт. Весь 1924 год работы шли быстрыми темпами. Значительно улучшилось обеспечение стройки.
В начале 1925 года самым напряженным участком стало сооружение плотины. Чтобы ослабить напор воды на строящуюся плотину, решили сломать перемычку и затопить аванкамеру. Это был волнующий момент. Апрельский ледоход еще прошел через 6 открытых пролетов между кессонами, но уже 27 августа металлическим щитом был закрыт последний пролет, началось бетонирование.
25 июня завершилась постройка подводной части силовой станции и шлюза. В июле прибыли баржи с рабочими колесами турбин.
В 1925 году встал вопрос об обеспечении огромных окон будущего здания электростанции рамами. Оконные переплеты решили сделать из железобетона. Построили для этого специальное помещение. К концу 1925 года контуры ГЭС были уже четко обозначены. Волховстройка вступила в завершающий этап строительства. На этом этапе число рабочих выросло до 15000 человек.
4 марта 1926 года — полностью закончено строительство плотины. В 1926 году был первый ледоход через плотину, возведенную волховстроевцами. Сооружение выдержало первый экзамен на крепость и не пострадало.
28 июля 1926 года — открытие крупнейшего в СССР шлюза Волховской ГЭС с пропускной способностью в сутки 50000 тонн. Первым вниз по течению прошел пассажирский пароход "Быстрый", и уже за первую навигацию шлюз пропустил 584 судна.
Строители приступили к решающему этапу завершения работ — монтажу и пуску станции. Осенью 1926 года начался пусковой период первых агрегатов Волховской ГЭС. 2 октября состоялась проба генератора малой мощности, изготовленного на заводах нашей страны. Испытание прошло успешно. 12 ноября был пущен на полную мощность генератор малой мощности, а к вечеру 15 ноября вступила в строй вся готовая часть станции. Присутствовавшие здесь представители английской и шведской фирм, осмотрев станцию, признали, что Волховскую ГЭС можно поставить в один ряд с лучшими гидростанциями Запада. 5 декабря 1926 года ГЭС дала электроэнергию г. Ленинграду по линиям электропередачи (ЛЭП) 110 кв.
19 декабря 1926 года состоялся официальный пуск Волховской гидроэлектростанции. На него прибыли председатель ВСНХ В. Куйбышев, секретарь Ленинградского обкома партии С. Киров, председатель ВЦИК П. Смидович, представители Коминтерна и многих организаций Ленинграда и всех городов страны. Строительство Волховской ГЭС было одним из крупнейших в Европе и включало в себя: плотину, электростанцию, судоходный шлюз, 2 линии электропередачи до Ленинграда по 150 км каждая, а также распределительное кабельное кольцо. Оно стоило 120 млн. руб., но менее чем через 8 лет полностью окупилось. Волховская ГЭС более чем в 5 раз превысила мощность всех электростанций дореволюционной России. ГЭС позволила уменьшить потребление Ленинградом угля на 200000 тонн в год.
В августе 1927 года Волховская ГЭС заработала на полную установленную мощность — 58 тыс. Вт.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.